animateMainmenucolor

Плавание судна при плохой видимости и в узостях

В плавании судоводителю нередко приходится идти по курсу в условиях плохой видимости или ее полному отсутствию — в тумане, при сильном дожде, снегопаде, ночью. Движение в таких условиях таит множество опасностей — встречные суда, мели и камни.

При необходимости продолжения плавания судоводитель должен принять все меры предосторожности для предотвращения столкновения с судами и с навигационными опасностями. На судах, оснащенных радиоэлектронным оборудованием, должны быть включены все средства навигации и связи — радары, приемоиндикаторы спутниковой навигации, эхолоты, радиостанции.

При плавании вблизи берега, узостях и в районах с большим количеством навигационных опасностей необходимо снизить ход, усилить наблюдение, возможно более точно и часто определять место судна, желательно с использованием различных средств и способов определения, и тщательно вести счисление.

Не следует без крайней нужды приближаться к незнакомому берегу и к навигационным опасностям. При неопределенности или низкой точности знания своего места всегда нужно принимать наиболее близкое к опасности значение.

В ходе плавания суда должны подавать установленные правилами сигналы сиреной, колоколом или туманным горном.

Для судов, не имеющих радионавигационного оборудования, сложности плавания в условиях плохой видимости значительно возрастают из-за низкой точности определения места счислением при отсутствии обсерваций и влияния прибрежных приливно-отливных течений. Поэтому без крайней нужды в продолжении плавания лучше дождаться улучшения видимости в безопасном месте.

При плавании в районах с интенсивным судоходством судоводитель должен вести наблюдение за звуковыми туманными сигналами судов, при наличии радиостанции постоянно прослушивать эфир на 16-м канале в море и на 5-м канале на внутренних водных путях.

Плавание в узостях. Плавание в узостях требует от судоводителя предельного внимания, осторожности и аккуратности в ведении прокладки. Судоводитель должен знать средства навигационного оборудования и уметь пользоваться ими, уметь ориентироваться в сложной обстановке и быстро принимать правильные решения.

При плавании в узостях следует руководствоваться следующими правилами:

  • До подхода к узостям следует изучить район плавания, местные правила плавания, колебания уровня воды и направления приливно-отливных течений, зяранее проложить на карте наиболее крупного масштаба маршрут, отметить необходимые для ориентирования знаки навигационной обстановки и ориентиры, нанести на карту опасные зоны и направления на них.
  • Для обеспечения безопасности плавания судоводитель должен в первую очередь пользоваться береговыми знаками навигационной обстановки и ориентирами. Наивысшую точность ориентирования обеспечивают створы. При отсутствии наземных знаков и ориентиров можно пользоваться плавучими знаками навигационной обстановки, но при этом следует учитывать, что они могут быть сорваны со своего места штормом или проходящим судном.
  • При плавании в узостях следует всегда двигаться по правой стороне фарватера.
  • При плавании по обставленным фарватерам необходимо следить за знаками навигационной обстановки, определять их окраску, характер огней и сличать их с картой.
  • При подходе к изгибу узости или к закрытым для наблюдения участкам фарватера необходимо давать звуковой сигнал и, при наличии радиостанции, передавать сообщение об этом на установленном канале связи и постоянно прослушивать эфир.
  • При расхождении или обгоне в узости другого судна, особенно большегрузного, в случае каких-либо затруднений необходимо согласовывать по радио на установленном канале связи порядок взаимного маневрирования.
  • При использовании в темное время радара следует учитывать, что он не отличает судно от надводных предметов — скал, камней, небольших островков, и их распознавание требует достаточно большого времени. Поэтому, когда есть сомнения в правильности распознавания отметок на экране, необходимо попытаться другими способами идентифицировать их. Хорошую пользу в этом может принести запрос по радио к предполагаемому судну.