animateMainmenucolor

Юридические положения Правил плавания по внутренним водным путям

3. Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

Комментарий

Все лица, связанные с судоходством на внутренних водных путях Российской Федерации, должны неукоснительно выполнять требования настоящих Правил, равно как и других регламентирующих документов.

Непосредственно выполнение требований настоящих Правил обеспечивают руководители предприятий, ответственные за безопасность плавания, руководители движения судов, специалисты, связанные с судовождением, частные предприниматели и физические лица и, безусловно, члены экипажа, связанные с управлением судном и судовождением, и судоводители маломерных, спортивных и прогулочных судов.

Требования настоящих Правил должны выполняться и работниками бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте (БОГУ на ВВТ) в части организации движения судов (диспетчерское руководство) и содержания знаков навигационного оборудования судовых ходов и гидротехнических сооружений.

4. В дополнение к Правилам государственные речные судоходные инспекции бассейнов определяют особенности движения и стоянки судов в отдельных бассейнах и их участках.

Комментарий

В дополнение к правилам государственные речные судоходные инспекции бассейнов с учетом местных условий издают документ, определяющий особенности движения и стоянки судов в бассейне. В нем определяется порядок движения на отдельных участках, ограничивается скорость движения, указываются условия прохода под мосты, особенности стоянки судов и т. д. Указанные особенности распространяются также и на маломерные суда. Требования указанных Особенностей не должны противоречить требованиям настоящих Правил. Несоблюдение их будет рассматриваться как нарушение Правил.

5. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства (ст. 23 КВВТ).

Комментарий

Государственная регистрация самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее 80 регистровых тонн (п. 2 Правил), а также любых пассажирских и нефтеналивных судов в Государственном судовом реестре осуществляется Государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.1 Порядок государственной регистрации судов определяется «Правилами государственной регистрации судов», разработанными и утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т. е. Минтрансом России (приказ № 144 от 26.09.2001 г.).

6. Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляется органами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее — ГРСИ).

Комментарий

Надзор за выполнением Правил плавания возложен на Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, на основании статьи 36 Кодекса внутреннего водного транспорта.

В отношении маломерных судов надзор за выполнением Правил плавания возложен на органы Государственной инспекции по маломерным судам.

7. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее — БОГУ на ВВТ).

Комментарий

Маломерные суда диспетчерскому регулированию не подлежат. Они выполняют распоряжения диспетчеров шлюзов при шлюзовании. Однако, распоряжения диспетчера порта в его акватории должны выполняться и маломерным судном, например, распоряжение по месту стоянки.

8. Один экземпляр настоящих Правил и документ, определяющий особенности движения и стоянки судов в бассейне по пути следования, должны находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без судовых экипажей.

Комментарий

Настоящие Правила и документ, определяющий особенности движения и стоянки судов в бассейне по пути следования, должны находиться на судне.

9. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем:

  • когда в состав входит одно самоходное судно, судоводителем состава является судоводитель самоходного судна;
  • когда в голове буксируемого состава идут два или несколько судов в кильватере, судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель первого судна. Однако если первым судном является временно используемый вспомогательный буксир, то судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель второго судна;
  • при осуществлении совместной буксировки и толкании несколькими судами судоводителем состава является судоводитель буксировщика (толкача) с наиболее мощными двигателями;
  • при осуществлении совместной буксировки буксировщиками, ошвартованными бортами, у буксировщика с более мощными двигателями должен быть свободен левый борт. Для сохранения принципа правостороннего движения, он же является судоводителем состава и при одинаковой мощности буксировщиков (см. пункт 132 Правил).
  • при оказании помощи судну (составу), использующему свои машины, в маневрировании или при прохождении затруднительных участков (заходе в шлюз, подходе к причалу и т. п.) судоводителем является судоводитель судна, которому оказывается помощь;
  • при необходимости совместного плавания двух и более судов и (или) составов в составе каравана взаимоотношения между судоводителями определяются судовладельцем.

10. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил на своем судне в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судоводители буксируемых судов должны выполнять распоряжения судоводителя состава, наряду с этим они должны принимать все требуемые обстоятельствами меры для надлежащего управления своими судами.

Комментарий

11. В соответствии со статьей 27 KBВТ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Все суда и другие плавучие объекты должны иметь достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания.

  • капитаном судна должен быть гражданин Российской Федерации (ст. 30 КВВТ);
  • на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу;
  • капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
  • капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

Комментарий

Судоводитель маломерного судна по требованию данного пункта обязан оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

При столкновении капитаны судов и судоводители маломерных судов обязаны оказать помощь соответственно судам и людям, которым она необходима.

Разумная, безопасная для своего судна помощь должна быть оказана любому терпящему бедствие судну.

12. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 КВВТ права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Все другие находящиеся на борту лица обязаны выполнять распоряжения капитана и соблюдать порядок на судне.

13. Запрещается членам экипажа находиться на вахте в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического).

14. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 КВВТ, судно не допускается к плаванию, если численность экипажа судна в день выхода в плавание меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

 

1 В настоящее время функции государственных речных судоходных инспекций бассейнов выполняют Бассейновые управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.