animateMainmenucolor

Управление лодочным мотором

Гребной винт

У маломерного судна со стационарным двигателем управление лодочным мотором различно в начальный момент и при установившемся режиме движения. Если винт вращается на переднем ходу по часовой стрелке, глядя со стороны кормы, это винт правого вращения.

Когда в положении «передний ход» начинает вращаться гребной винт до этого неподвижного судна, во время начала движения его корму будет забрасывать в сторону вращения винта, а нос — отклоняться в противоположную сторону.

При начале движения назад корму забрасывает в сторону, противоположную направлению нормального вращения винта. Такое отклонение кормы сохраняется и у движущегося задним ходом судна. Например, у судна с винтом правого вращения при начале движения вперед корму отбрасывает вправо, а нос отклоняется влево. Когда судно начинает двигаться и управляться рулем, нос уклоняется в противоположную сторону, т. е. вправо. На заднем ходу корму такого судна забрасывает влево.

Эффект начального отклонения кормы и носа судна важно учитывать, например, когда стоящее судно нужно развернуть в узкости за счет попеременного маневрирования «вперед - назад».

Сказанное актуально для судов с пассивным рулем и значительного (более 300 мм) диаметра гребным винтом. Поворотно-откидная колонка (далее - ПОК) и подвесной лодочный мотор (далее - ПЛМ) являются активными рулями, поэтому судно мгновенно реагирует на изменение их положения относительно диаметральной плоскости одинаково на переднем и заднем ходу.

Справедливости ради следует сказать, что многие фирмы все-таки компенсируют реакцию гребного винта. Для этого на антикавитационной плите мотора устанавливается компенсатор-протектор. Это плавничок, который можно развернуть на определенный угол и как постоянно повернутым рулем компенсировать стремление судна повернуть под воздействием реакции гребного винта. Этот компенсатор изготовлен из цинкового сплава и является катодом, который разрушается в результате электрохимической реакции, предохраняя разрушение корпуса или мотора.

На ПЛМ и ПОК примерно от 100 л. с. устанавливаются специальные редукторы, у которых два вала, один в другом, вращаются в разные стороны. Соответственно и винты устанавливаются правого и левого вращения, при этом реакция одного винта компенсирует реакцию другого (рис. 4.1.).

Рис. 4.1. ПОК с двумя гребными винтами