animateMainmenucolor

Курс и устойчивость судна

Способность судна двигаться заданным курсом или изменять курс посредством рулей или путем изменения направления тяги движителей. Выделяют также понятие «маневренность»: под нею понимается способность судна совершать специальные маневры с заданной траекторией.

Поворотливость — способность судна быстро входить в поворот при перекладке руля и столь же быстро выходить из него при обратной перекладке. Поворотливость характеризуется величиной циркуляции. Циркуляция — это кривая, которую описывает центр тяжести судна с переложенным на борт рулем.

Инерция — свойство судна сохранять поступательное движение после прекращения действия движущей силы (упора). Инерция как маневренный элемент судна характеризуется временем и расстоянием, которое пройдет судно от момента остановки двигателя до момента остановки судна. Инерционные характеристики судна необходимо знать и учитывать при швартовке, шлюзовании, постановке на якорь и т. д.

Расстояние, которое проходит судно после остановки двигателя или переключения его на задний ход до полной остановки судна называется выбег. У водоизмещающих судов величина выбега ощутимо больше, чем у глиссирующих. На величину выбега влияет парусность судна, его загруженность, осадка, глубина под килем, движение по течению или против.

Судоводителю необходимо знать величину и время выбега своего судна порожнем и с различной нагрузкой. Для этого необходимо на полном ходу остановить двигатель и включить секундомер. Вместе с остановкой судна останавливается секундомер. Результат заносится в таблицу. После с теми же нагрузками измеряется время остановки с включенным задним ходом. Одновременно надо определять и расстояние, которое проходит судно. Для этого в момент выключения двигателя и полной остановки судна надо сбрасывать поплавки. Затем на малом ходу необходимо пройти от одного поплавка до другого, при этом когда корма судна поравняется с поплавком, с носа сбрасывается такой же поплавок и так до ранее сброшенного поплавка. Таким образом, выбег будет измерен в количестве длин корпуса судна, а это перевести в метры не составит труда.

Правила Российского Речного Регистра (бюллетень № 1 дополнений и изменений, с. 14, 2004 г.) регламентируют предельный путь торможения в пересчете на параметры прогулочных судов величиной в 7 длин судна (погрешность ± 10 %). Следует иметь в виду, что на судах с подвесными моторами после резкого уменьшения газа набегающий поток воды может залить свечи.

Диаметр циркуляции — служит мерой поворотливости судна и равен расстоянию между диаметральной плоскостью судна до перекладки руля и после поворота на обратный курс (рис. 2.12.).

Рис. 2.12. Диаметр циркуляции

Единицей измерения диаметра циркуляции служит длина судна, а метод измерения такой же, как рассмотренный выше при определении выбега. Для современных прогулочных водоизмещающих судов с пассивным рулем диаметр циркуляции, по нашему мнению, не является актуальным. Как правило, эти суда оборудуются подруливающим устройством (далее - ПУ) в носовой, а не редко, и в кормовой части. Суда, оборудованные ПУ, способны разворачиваться на месте. Для экстренного разворота современного водоизмещающего судна необходимо включить задний ход. За счет реакции гребного винта судно начнет разворачиваться. Когда судно замедлит ход до малого, положить руль на борт в сторону разворота, включить подруливающее устройство и прибавить обороты до средних, судно начнет разворачиваться интенсивнее. После окончания разворота можно прибавить обороты до полных. Класть руль на борт на полном ходу весьма опасно. На схеме (рис. 2.13.) показано действие сил, накреняющих судно.

Рис. 2.13. Действие сил на циркуляции:
А — центробежная сила;
В — давление воды на перо руля;
С — сопротивление боковому перемещению;
D — направление крена судна, поворачивающего вправо

Для судов, имеющих тенденцию к накренению во внешнюю сторону во время поворота, необходимо иметь рекомендации изготовителя судна, регламентирующие безопасную скорость и угол перекладки руля. Суда с подвесными лодочными моторами (далее - ПЛМ) и поворотно-откидной колонкой (далее - ПОК), т. е. с активными рулями, способны разворачиваться вокруг собственного форштевня. Для разворота на 180 градусов глиссирующего судна на скорости 50 км/ч необходимо: убавить газ до малого, сосчитать до пяти, повернуть руль на борт в сторону поворота, прибавить газ до среднего. По мере разворота судна руль возвращать в диаметральную плоскость (далее - ДП). После полного разворота можно прибавить газ до полного. Следует помнить, что суда с активным рулем в нейтральном положении реверса практически не управляются, поскольку нет направленной тяги и плоскости пера руля. Необходимо знать диаметр циркуляции своего судна, это необходимо при маневрировании в стесненных условиях.

Устойчивость на курсе — способность судна сохранять заданное направление. Чем лучше поворотливость судна, тем оно менее устойчиво на курсе, и наоборот, чем более устойчиво судно на курсе, тем оно менее поворотливо. Судно, устойчивое на курсе, медленней входит в поворот, чем неустойчивое. Поэтому между устойчивостью на курсе и поворотливостью необходим компромисс. В конечном счете, следует быть уверенным, что судно слушается руля, включая движение на волнении, при ветре и на мелководье.

Степень устойчивости на курсе проверяют различными способами, наиболее простым из которых является маневр «одерживание»: при прямолинейном движении судна руль перекладывают на угол 10-20 градусов на один борт, достигают изменения курса на такой же угол и затем возвращают руль в ДП. Если после этого поворот прекращается через некоторое время (порядка 30 с), судно устойчиво, если нет, то оно неустойчиво. Эту процедуру повторяют, переложив руль на противоположный борт.

Устойчивость на курсе считается удовлетворительной, если в условиях волнения перекладывать руль требуется не чаще 4-6 раз в минуту на углы до 3-5 градусов. Любое отклонение руля вызывает прирост сопротивления воды движущемуся судну, поэтому, чем устойчивее судно на курсе, тем выше его ходкость.

Глиссирующие суда с правильно подобранной кормовой центровкой (т. е. со смещением центра тяжести приблизительно в точку, отстоящую от транца на 40 % длины скулы) в режиме глиссирования, как правило, устойчивы на курсе. На практике неустойчивость судна на курсе называют рыскливостью.

Рыскливость — это самопроизвольное отклонение носа судна от заданного курса при прямом положении руля. Управление судном, склонным к рыскливости, осложнено и требует от судоводителя повышенного внимания и напряжения. Причиной рыскливости может быть неправильная загрузка, прохождение мелководья и т. п. Если судно будет загружено с дифферентом на нос, то рыскливость его увеличивается, а небольшой дифферент на корму рыскливость уменьшает. Более всего рыскливости подвержены водоизмещающие суда с обычным рулем. Если на судне установлен ПЛМ или ПОК, рыскливость судна уменьшается, т. к. управляется активным рулем, который «держит» судно на курсе. Глиссирующие мотолодки с обводами «глубокое V» менее рыскливы, тогда как мотолодки с плоским днищем могут иметь тенденцию к произвольному изменению курса.