animateMainmenucolor

Термины и определения движения судов

127. Судно, идущее вверх — судно, осуществляющее движение в направлении:

  • на реках и водохранилищах — от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и приливом направление течения меняется;
  • на каналах:
    • имени Москвы — от г. Москва к п. Большая Волга;
    • Беломорско-Балтийском — от г. Беломорск к г. Павенец;
    • Волго-Балтийском — от г. Череповец к г. Вытегра;
    • Волго-Донском — от р. Дон к р. Волга;
    • на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, — от основного хода к берегу;
    • на озерах — в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

128. Под судном, идущим вниз, понимается судно, осуществляющее движение в направлении противоположном, чем указано в пункте 127 настоящих Правил.

129. Основной судовой ход — судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;

  • дополнительный судовой ход — судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т. п.;
  • основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;

Комментарий

Основной или дополнительный судовой ход может быть определен Особенностями движения и стоянки судов в бассейне и указан на карте реки и на местности знаком «Разделение судового хода». Это же относится к равнозначным судовым ходам.

  • полоса движения — часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;
  • ось судового хода — условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;

Комментарий

Ось судового хода обычно совпадает с линией створ или линией осевых буев.

На участках с двухсторонним движением, где отсутствуют указанные навигационные знаки (в плесовых участках, в вогнутых ярах и т. п.), судоводители могут условно определять полосы движения и ориентировочно ось судового хода по карте водного пути. При этом ось судового хода, изображенная на карте, может смещаться от середины реки в сторону наибольших глубин и более четких ориентиров (мысов, яров и т. п.).

  • кромка судового хода — условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;

Комментарий

Если кромка судового хода не обозначена знаками судоходной обстановки, то ее можно определить по навигационной карте. При этом следует иметь в виду, что во Временной инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, утвержденной в 1996 году, говорится: «препятствия ограждают..., когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, на реках I группы равна полуторной гарантированной ширине судового хода, на реках II группы равна одной гарантированной ширине, а на реках III группы 0,75 значения гарантированной ширины судового хода». На основании этой записи можно сделать вывод: если кромочные знаки в указанной полосе не выставляются, т. е. не предусмотрены схемой расстановки знаков, то в пределах этой полосы препятствий нет.

Гарантированная ширина судового хода устанавливается на несколько лет Бассейновым органом государственного управления на водном транспорте.

В этой же инструкции говорится: «Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающей к нему несудоходной полосы не превышает 10 м — при ширине судового хода до 50 м, 20 м — при ширине судового хода до 150 м и 30 м — при ширине судового хода более 150 м. Здесь ширина судового хода указана в данном месте реки, где расположен ходовой берег. По указанным в этой инструкции расстояниям, с учетом масштаба навигационной карты, можно определить кромку судового хода в местах, где кромочные знаки не предусмотрены. При наличии осевой обстановки левая кромка определяется линией осевых буев.

  • встречное плавание — движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;

Комментарий

Встречное плавание следует понимать как движение одного судна вверх по течению, другого — вниз или встречное движение на противоположных или почти противоположных курсах в районах с кардинальной системой судоходной обстановки или движение в противоположных направлениях в узкости.

  • расхождение — маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;
  • обгон — приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его;

Комментарий

Обгон начинается с момента согласования и обмена сигналами и заканчивается, когда судно обгоняющее оставит позади судно обгоняемое.

На участках с кардинальной системой судоходной обстановки обгон считается, когда обгоняющее судно опережает в движении обгоняемое судно, при этом может подходить к нему с любого направления более 22,5° позади траверза обгоняемого судна. См. комментарий к пунктам 152-155, 221 Правил.

  • пересекающиеся курсы — пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения;
  • пропуск — частный случай расхождения или обгона.