animateMainmenucolor

Управляемость судна с учетом течения

Течение оказывает заметное влияние на управляемость водоизмещающих судов при их скорости менее 18 км/час. При движении против течения сумма скоростей судна и течения улучшает управляемость судна и его легче остановить. Вместе с тем, скорость относительно дна уменьшается на величину скорости течения.

При попутном течении, разность скоростей ухудшает управляемость, судно хуже слушается руля. С увеличением скорости течения увеличивается расстояние, необходимое для разворота судна, идущего вниз. Течение необходимо учитывать при производстве оборотов для следования в обратном направлении. При следовании вниз по течению оборот надо делать в сторону тиховода с тем, чтобы течение помогало разворачивать корму. При следовании против течения оборот надо делать из тиховода.

На особенно сильном течении (более 3 км/час) при подходе к берегу или причалу необходимо ниже причала сделать оборот и подходить против течения. Это удобнее и безопаснее.

Однако, сказанное актуально для водоизмещающих судов с гребным валом и пассивным рулем. Суда с подвесными лодочными моторами, поворотно-откидными колонками и водометные, имеющие хорошую управляемость на заднем ходу, могут швартоваться по течению. Глиссирующие суда со скоростями более 30 км/час менее подвержены влиянию течений.

Неприятны свальные течения, направленные под углом основному потоку, так как они могут вызвать снос с курса. Особенно надо быть внимательным при буксировке.

Буксируемое судно может навалить на приверх острова или другое препятствие. Направление свальных течений опытный судоводитель может определить заранее и принять соответствующие меры.