animateMainmenucolor

Радиоэлектронные средства судовождения

В наше время радиоэлектронные приборы стали неотъемлемой принадлежностью любого малого судна, будь это океанская моторная яхта или байдарка. Достижения микроэлектроники второй половины XX века сделали доступными даже для небольших катеров и яхт навигационные приборы и средства связи, являвшихся ранее, в силу своих солидных габаритов и энергопотребления, принадлежностью только большого флота.

Высокий спрос на радиоэлектронные средства для малого флота, по своему численному составу намного превосходящего большой, стимулировал создание радиоэлектронной аппаратуры, предназначенной специально для малых судов — компактной, простой в обслуживании и эксплуатации, хорошо приспособленной к работе в самых суровых условиях.

Современные радиоэлектронные средства (РЭС) позволяют решать любые задачи, стоящие перед судоводителем, независимо от района плавания — измерять глубину, скорость и пройденный путь, осуществлять наблюдение за судами и навигационными опасностями на воде и под водой, определять свое место с высокой точностью в любой точке земного шара, обеспечивать связь и безопасность экипажа и судна.

Навигационные системы

Определим понятие «навигационная система» применительно к маломерному судну. Не претендуя на строгую корректность формулировки, будем называть «навигационной системой» совокупность функционально взаимосвязанных приборов, выполняющих общую задачу информационного обеспечения плавания из точки А в точку В. С точки зрения принятого определения устанавливаемые на парусных и моторных яхтах в 60-70-х годах комплекты аналоговых приборов никоим образом не являлись системами.

Системы спутниковой навигации

За недолгое время существования радиоэлектронных средств определения местоположения сменилось много различных по принципу работы и составу систем — пеленгаторов, импульсных и импульсно-фазовых средств дальней навигации (Лоран-А и Лоран-С), фазовых средств ближней навигации (Декка), освободив поле современным системам спутниковой навигации — американской НАВСТАР, более известной как GPS (аббревиатура названия системы — Global Position System) и отечественной ГЛОНАСС.

Электронная картография и картографические системы

На протяжении нескольких тысячелетий основными инструментами для навигации были компас, карта и секстант. Достигнув в ходе развития совершенства, эти три кита, на которых покоилось судовождение, стали, тем не менее, преградой на пути технического прогресса в судовождении. Возросшие размеры и скорости судов, повышение интенсивности судоходства потребовали внедрения новых навигационных технологий, автоматизации судовождения, повышения безопасности судов — того, чего не могли обеспечить традиционные орудия судоводителя.

Судовые радиолокаторы

Судовой радиолокатор (радар) предназначен для обнаружения различных надводных объектов — судов, земной поверхности, плавучих навигационных знаков и прочих целей. Прежде чем переходить к конкретным приборам, кратко познакомимся с основными элементами и принципами работы радиолокатора.

Интегральные навигационные системы

Прогресс в развитии информационных технологий позволил подойти к созданию принципиально новых навигационных систем, обладающих большими функциональными возможностями и способностью создавать навигационные сети различных конфигураций. Основой современной интегральной системы является многофункциональный дисплей с мощным процессором и большой памятью, позволяющими ему иметь множество функций.

Эхолоты переднего обзора (сонары)

Эхолоты переднего обзора или, как принято их называть, «сонары» появились на малом флоте совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад. Детище военно-промышленного комплекса, они вобрали в себя все последние достижения гидроакустики и самые современные технологии, применявшиеся ранее на военных флотах для обнаружения мин и подводных лодок.

Рыбопоисковые эхолоты

Рыбопоисковые эхолоты — это большой класс приборов, используемых на судах самых разных классов — от надувной лодки до океанских рыбопромысловых судов. Как следует из их названия, они предназначены для поиска рыбы. Используются эхолоты и в навигации для измерения глубины и определения характера и рельефа дна.

Морские средства связи и обеспечения безопасности

Плавание на судах по любым водоемам — рекам, озерам, крупным водохранилищам — всегда сопряжены с опасностью для судна и человеческой жизни. Но опасность многократно возрастает, когда плавание осуществляется в море.Поэтому первейшей задачей судоводителей и судовладельцев является обеспечение судна и экипажа всем необходимым для обеспечения безопасности плавания и возможности осуществления связи при бедствии с помощью всех соответствующих району плавания средств связи и обеспечения безопасности.

Связь на внутренних водных путях

Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазоне дециметровых волн (ДЦВ) на частотах 300,0125-300,5125 МГц и 336,0125-336,5125 МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные отрезки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей. Основным видом радиосвязи является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разделены по времени), используемая для оперативной связи «судно — судно», «судно — шлюз» и т. п.