animateMainmenucolor

Пожарная безопасность на судах

Огонь шуток не любит, он их не прощает. Большинство людей к пожарным и их требованиям относятся с предубеждением. Зачастую их достаточно жесткие требования пожарной безопасности на судах кажутся чрезмерными лишь только потому, что они неподготовленному человеку просто не понятны.

Мало кто знает, что промасленная ветошь, слежавшиеся влажные опилки и тряпки способны самовозгораться в результате химической реакции, повышающей температуру внутри. Дерево способно загораться при длительном воздействии температуры чуть больше 100 градусов С. Не затушенный окурок «живет» (способен воспламенить) до трех часов, а синтетические материалы при горении выделяют смертельно опасные газы.

Поролон выделяет пары синильной кислоты, а пластики — цианистый хлор. Двух вдохов достаточно чтобы человек потерял сознание. Мнение о том, что после отравления угарным газом человеку достаточно отдышаться на свежем воздухе, не верное. В организме происходит замещение красных кровяных телец на белые, которые в свою очередь разлагают печень и почки. Смерть может наступить через несколько дней после того, как пострадавшего привели в чувство. Все зависит от дозы.

Пары топлива могут вспыхнуть от малейшей искры, возникшей от удара двух стальных предметов или от статического электричества, накопленного пластмассовой канистрой. Не случайно на танкерных судах инструменты (гаечные ключи, молотки, кувалды) изготавливаются из латуни, которая не образует искры при ударе. Импортные подвесные лодочные моторы (далее - ПЛМ) поставляются с бензобаками, изготовленными из специальной пластмассы.

На транспортных судах топливные цистерны отделяются от жилых помещений специальными отсеками (кафердамами), имеющими хорошую приточно-вытяжную вентиляцию. Дело в том, что молекулы топлива способны проникать сквозь кристаллическую решетку стали толщиной до 3-4 мм. А если приложить сюда еще человеческий фактор (небрежность, невнимательность, неосведомленность и т. д.), пожар на судне — ситуация вполне реальная.

Современное пассажирское трехпалубное судно горит 25-30 минут. Наиболее возможными источниками и причинами возгорания являются следующие:

  • Судовая энергетическая установка, где из-за неплотных соединений возможно подтекание топлива. Особую опасность представляет машинное отделение (или моторный отсек). В случае плохой вентиляции и подтекания топлива пары могут достичь такой концентрации, что любая искра (в стартере при запуске двигателя) может инициировать взрыв. Такая же, но менее вероятно, возможная ситуация — под капотом ПЛМ.
  • Плохие контакты соединений проводов или замыкание в результате нарушений изоляции электропроводки.
  • Пролитое при заправке или расплескавшееся при качке топливо из неплотно закрытых канистр. Хранение запасов топлива в пластмассовых, не приспособленных для этого канистрах.
  • Утечка газа или неосторожное пользование газовой или бензиновой плитой на камбузе. Небрежное, неправильное хранение газовых баллонов, недостаточная вентиляция места хранения.
  • Бесконтрольно надолго оставленная промасленная или влажная ветошь или тряпки, в том числе в рундуках или под сланями.
  • Неосторожное обращение с пеплом или окурком.

Меры предосторожности:

  • Регулярно контролировать плотность бензопроводов, обращая особое внимание на часть бензопровода до бензонасоса. После бензонасоса трубопровод находится под давлением и неплотность более заметна.
  • Регулярно контролировать чистоту и проходные сечения вентиляционных труб. При протечке топлива или масла, в том числе и во время заправки, немедленно протереть ветошью это место. Пропитанную ГСМ ветошь хранить в металлических, плотно закрытых емкостях и утилизировать на берегу.
  • Дополнительные запасы топлива хранить в металлических канистрах с герметичными пробками или в пластмассовых канистрах, специально для этого предназначенных и в хорошо проветриваемых местах. При качке канистры не должны касаться друг друга во избежание возникновения искры.
  • После замены газовых баллонов плотность соединения проверять мыльной пеной. Проверка огнем не допускается. Баллоны хранить в хорошо вентилируемом помещении. Не допускать воздействия прямых солнечных лучей. При нагревании баллона давление в нем опасно повышается. Следует помнить, что газ бутан тяжелее воздуха. Он способен стекать вниз и накапливаться в нижних объемах судна. Взрыва может не быть, а «хлопок» способен разрушить внутреннюю обстройку.
  • Регулярно проверять рундуки и подсланевое пространство на отсутствие там мусора или забытых вещей. Не сушить влажные вещи на обогревательных приборах и выхлопных трубах.
  • При курении на палубе учитывать направление ветра. Курить можно только на подветренном борту, чтобы пепел и искры уносились за борт. При курении в каюте следует учитывать, что ветром или при качке окурок может выпасть и закатиться под диван. Пепельница должна исключать выпадение окурка. Лучше, если она будет с водой.
  • Регулярно контролировать качество соединений электропроводки и состояние ее изоляции. Проверять сопротивление элетропроводки. Обращать внимание на те места, которые могут намокнуть. Для этого нужно привлекать специалиста-электрика с соответствующими приборами.
  • На современных катерах моторные отсеки и машинные отделения оборудованы автоматической системой пожаротушения, которая срабатывает, реагируя либо на дым, либо на повышение температуры. Необходимо следить, чтобы датчики были исправны и ничем не загораживались.

Нормы снабжения средствами пожаротушения. Согласно приложению 2 к «Правилам пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в городе Москва» все моторные лодки, катера и яхты должны иметь по одному огнетушителю, при этом не оговаривается, какому.

Опираясь на многолетнюю практику и консультации с ведущими специалистами противопожарной техники, можно сказать, что этого недостаточно. Почему-то забыта кошма. Это кусок мягкого войлока размером 2×2 м и более для тушения возгорания на транспортных судах. На прогулочном судне кошму хранить негде, места недостаточно. Но кошму успешно заменяет кусок брезента размером 1,5×1,5 м или больше, в зависимости от величины ПЛМ. Очень полезно брезент пропитать огнезащитным составом.

В случае загорания ПЛМ, а загорается в основном двигатель, на него нужно накинуть брезент и плотно обернуть, прекратив доступ кислорода. При этом, если удастся, нужно снять капот. Для хранения куска брезента много места не нужно. Количество огнетушителей или наличие противопожарной системы должно зависеть от величины судна, машинного отделения или моторного отсека, количества и расположения кают.

В настоящее время существуют системы аэрозольного тушения возгорания, которые устанавливаются на судне стационарно и управляются с места водителя. Стоимость такой установки для судна длиной 7-10 м порядка 1000-1500 руб., и она этого стоит. Полезно иметь на борту углекислотный огнетушитель ОУ-5 (площадь подавления огня 1 м2) или порошковый ОП-5 (площадь подавления огня 2,5 м2).

Следует помнить, что если корпус или надстройки вашего судна изготовлены из АМг, то тушить их промэтиловыми огнетушителями нельзя. При взаимодействии промэтила с горящим АМг происходит взрыв. В каждом конкретном случае вопрос необходимо решать со специалистом.

Что делать, если на судне произошло возгорание?

  • Направить судно к берегу.
  • Приступить к ликвидации возгорания. ГСМ водой не тушить. Они разбрызгиваются, увеличивая площадь возгорания. В случае короткого замыкания отключить аккумуляторы.
  • Ни в коем случае не заходить в задымленные помещения, тем более если вы на судне один. Потеря сознания может привести к гибели.
  • Если до берега далеко, необходимо остановить судно, одеть спасательные жилеты.
  • По обстоятельствам приготовить к спуску или спустить на воду спасательный плот или лодку.
  • По рации или ракетой (фальшвеером) подать сигнал бедствия.
  • Если потушить пожар не удается, покинуть судно. В воде необходимо держаться вместе, помогать и поддерживать друг друга. Особое внимание уделять детям. Помните, когда вы вместе спасателям легче вас обнаружить.

Пожарные говорят, что любой пожар в самом начале можно залить стаканом воды. Еще проще и дешевле его предотвратить. На суше пожар страшен, а на воде — многократно. Соблюдайте правила противопожарной безопасности и осознайте, что это не просто слова или лозунг. На судне это залог сохранения жизни вашей и ваших пассажиров, которые вам доверились.