animateMainmenucolor

Пример шлюзования маломерных судов

Судно идет сверху и если идет ночью, нужно внимательно разглядеть бакены, ограждающие подход к плотине, т. к. у каждого шлюза есть плотина, и подходить к ней очень опасно. Надо иметь в виду, что маломерным судам шлюзоваться ночью не разрешается.

Зеленый светофор дальнего действия сигнализирует о том, что можно подойти к причальным сооружениям входного канала. Нужно обратить внимание на направление ветра. Из шлюза суда выходят очень медленно, руль малоэффективен, и их может навалить ветром на прогулочное судно. Когда камера будет свободна, зеленый светофор даст разрешения на вход в камеру транспортным судам, а малым — диспетчер.

Может быть камера пустая, а горит красный. Скорее всего ждут подходящее судно. Прогулочные суда входят в камеру в последнюю очередь. Золотое правило: как вошел, сразу швартуйся, вперед не ходи. Почему? Судно идет вниз. Когда закроются верхние ворота, начнется выпуск воды. Откроются выпускные водоводы нижних ворот. Вода начнет закручиваться воронкой как в умывальнике. Диаметр водоводов — порядка двух метров, но напротив каждого водовода стоит бетонная стенка, которая разбивает поток, уменьшая его скорость. Имея в виду изложенное, войдя в шлюз, необходимо надежно ошвартоваться.

На швартовом должен быть огонь (петля) диаметром не менее 500 мм. Узлом вязаться нельзя, в случае необходимости не сможете быстро отдать швартовый. Очень полезно иметь багор или отпорный крюк.

Если вы ошвартовались за неподвижные рымы, то по мере опускания необходимо швартовый переносить на следующий рым. Если ошвартовались за плавающий рым, переносить швартовы не нужно, но бывает, что он заклинивается, если под направляющие рыма что-нибудь попадает, например, щепка. Через некоторое время плавающий рым может рухнуть и, если зацепит судно, наделает бед.

Швартовы на судне нужно крепить ближе к кормовой части. Когда начнется выпуск воды, то в нижней части камеры шлюза будет ощутимое понижение уровня, а, следовательно, течение. Если завести швартовый в носовой части, судно начнет разворачивать течением.

Теперь шлюзование вверх. При подходе те же сигналы светофора. Судно вошло в камеру и стало швартоваться. Как только начнется наполнение камеры, у верхних ворот вода закипит огромным ключом. Порядка ста пятидесяти тысяч кубометров наполняются за 15-20 минут. Волна, весьма ощутимая, но пологая, пойдет вдоль камеры, отразится от нижних ворот и пойдет обратно. Здесь ей встретится следующая волна и т. д.

В камере образуется волновая толчея, на которой прогулочные суда будет мотать во все стороны. Швартовы необходимо завести с носа и кормы за плавучий рым. С борта опустить кранцы и держать наготове багор. Судно на стенку шлюза будет наваливать постоянно, если ее не одерживать. Плавучий рым будет перемещаться вверх-вниз, при этом амплитуда колебаний может достигать метра. За плавучим рымом также следует поглядывать. Если его заклинило, то по мере наполнения камеры и увеличения его подъемной силы он может внезапно вынырнуть и наделать немало бед.

Существуют шлюзы с так называемым встречным шлюзованием. Это двухкамерные шлюзы (восьмой и седьмой канала им. Москвы), куда суда заходят сверху и снизу одновременно. Когда вода в обеих камерах сравняется, переходят в соответствующие камеры, а дальше одни поднимаются, другие продолжают опускаться. Экономия воды и времени.

Для прогулочных судов опасным является момент перехода судов из камеры в камеру, в этот момент может произойти навал. Маневрировать можно тогда, когда транспортные суда ошвартуются.

В России шлюзы существуют с петровских времен, через них благополучно прошли миллионы судов. Процедура не сложная, но требует внимания и осторожности, к чему мы и призываем. Существуют Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей РФ.

Следует помнить, что прогулочным судам запрещается:

  • шлюзоваться в темное время суток и в непогоду (туман, сильный ветер, снегопад, ледоход);
  • шлюзоваться без буксирующих судов гребным лодкам и парусным яхтам без мотора;
  • обгонять в подходных каналах и в камерах шлюза;
  • приближаться к шлюзу ближе дальних светофоров без разрешения начальника вахты шлюза.