15. Судоводители должны принимать все меры предосторожности с целью предотвращения:
- опасности для человеческой жизни;
- повреждения судов, плотов, плавучих и гидротехнических сооружений, знаков навигационного оборудования судового хода;
- создания препятствий для судоходства;
- загрязнения водной среды.
16. Для предотвращения непосредственно угрожающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил.
Комментарий
Действия, направленные на предотвращение непосредственно угрожаемой опасности, должны выполняться в любых условиях и во всех случаях при движении судов по внутренним водным путям, когда настоящие Правила не могут дать какого-либо конкретного предписания на то или иное действие судоводителя, так как сочетания причин, условий и обстоятельств могут быть самыми разнообразными (отказ технического устройства, внезапное появление судна или плавсредства впереди по курсу, шквал с сильным дождем и т. д.). Меры, продиктованные условиями и обстоятельствами, могут быть в виде отступления от приоритета, предусмотренного Правилами, например, при пересечении курса судна, идущего по основному судовому ходу, другим судном в опасной близости.
В случае неясности или угрозы столкновения рекомендуется применение следующих мер: снижение скорости вплоть до минимальной, подача звуковых и зрительных сигналов (отмашки), отвороты вправо или влево по ходу. Отворот влево допускается, если судоводитель убедится, что встречное судно, в силу каких либо причин, не способно повернуть вправо по ходу. При невозможности отворотов возможно применение экстренного торможения, т. е. дается ход «полный назад». При явной неэффективности принимаемых мер не исключается и такая мера, как преднамеренная посадка судна на мель. Если, несмотря на все принятые меры, столкновение неизбежно, то принимаются меры к уменьшению его последствия путем вывода из-под удара наиболее уязвимых частей судна, уменьшения угла столкновения и т. п.
В некоторых случаях эффективной мерой может быть быстрое увеличение скорости для уклонения от удара другого судна, удара о препятствие, избежание посадки на мель, раскатки в яр и т. п.
При угрозе столкновения требования данного пункта Правил должны выполнять оба судна с учетом обстоятельств и независимо от того, кто первым допустил нарушение или не допускал нарушений.
При угрозе затопления рекомендуется поставить судно на грунт к берегу или на отмель.
Здесь же речь идет о практике судовождения. Практика судовождения считается хорошей, если она признана и отражена в наставлениях, инструкциях, положениях, рекомендациях, технических журналах, учебниках и других изданиях, которые проверяются или рецензируются компетентными в судовождении органами.
Хорошая практика судовождения сочетает в себе положительный опыт, а также неукоснительное выполнение Правил, учет особенностей района и условий плавания, маневренных качеств своего и, по возможности, встречных судов, погоды, времени суток, интенсивности движения, видимости и т. п.
17. В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т. п.) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации.
Комментарий
При движении и маневрировании судна в ряде случаев могут возникнуть ситуации, когда судоводитель затрудняется принять то или иное решение из-за неясности в действиях другого судна, несвоевременности согласования или подачи требуемых сигналов при расхождении или производстве обгона. Особо опасным случаем следует считать полную или частичную потерю ориентировки из-за недостаточного знания района плавания, из-за пренебрежения рекомендациями навигационных пособий, либо вследствие действия каких-либо других факторов, таких как: движение навстречу солнцу (по «солнечной дорожке» на воде), потеря видимости.
Итак, при появлении малейшей неясности в складывающейся ситуации или взаимодействии между судами следует немедленно уменьшить ход или остановить движение.
Для уточнения обстановки можно использовать радиолокатор, прожектор (если они есть). Должно быть усилено наблюдение за «объектом» неуверенности и тщательная проверка ситуации, прежде чем будут предприняты необходимые действия. Предположения не должны делаться на основании неполной или недостаточной информации.
Действия, которые наилучшим образом способствуют предотвращению возникновения той или иной аварийной ситуации путем выбора безопасной скорости, характера предстоящего маневра (отворот, остановка) должны быть своевременными, уверенными и, по возможности, заблаговременными и понятными другому судну.
Своевременность действия должна обеспечивать выполнение без промедления комплекса мер по согласованию действий и маневрированию.
Понятие уверенные действия, например, при расхождении судов, включает отчетливый показ своих намерений, чтобы судоводитель другого судна правильно оценил ситуацию, выбрал верный ответный маневр и четко его осуществил. Любые нерешительные и неуверенные действия, в частности, многократные незначительные изменения курса недопустимы, так как могут дезориентировать встречное судно и привести к столкновению.