animateMainmenucolor

Движение судов в зонах подводных и воздушных переходов

234. Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т. п., обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.

Комментарий

Отдавать якоря не рекомендуется также около зон прокладки подводных кабелей и переходов, особенно выше по течению, чтобы исключить возможность повреждения их при дрейфе якорей от порывов ветра, течения и т. п. Во многих местах подводные кабели и переходы вымываются из грунта и находятся близко от поверхности дна реки. Дрейф судов с отданными якорями в этих случаях не допускается.

При возникновении аварийной ситуации вблизи зоны прокладки кабеля необходимо принять все меры к сохранности кабеля или подводного перехода. В этом случае отдача якоря также запрещается.

Следует учитывать, что ущерб от обычной посадки на мель бывает значительно меньше, чем от повреждения кабеля. Особенно большой ущерб может быть от повреждения подводного газо- или нефтепровода.

235. Суда и плоты должны проходить зоны подводных переходов трубопроводов с принятием дополнительных мер предосторожности:

  • надежно закрепить якоря, выбрать лоты, цепи (тросы) — волокуши и другие тормозные устройства;
  • усиленно наблюдать за окружающей обстановкой, учитывая возможное появление на поверхности воды выбросов газов, нефтепродуктов, а также появление нефтяных пятен.

Комментарий

В некоторых местах подводные трубопроводы со временем вымываются из грунта и находятся на поверхности дна реки. Вследствие естественного износа (коррозии) они теряют прочность и могут быть повреждены при незначительном воздействии. Поэтому при проходе зоны подводного перехода главным фактором является недопустимость касания грунта корпусом судна или каким-либо предметом.

236. В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем, курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода.

Комментарий

Выбросы газа можно обнаружить визуально на поверхности воды и по запаху в зоне выброса. Природный газ легче воздуха, поэтому, если он не сильно охлажден водой, он поднимается вверх. Во всех случаях газ взрывоопасен.

Утечку нефтепродуктов из подводного трубопровода можно определить визуально по образованию пленки на поверхности воды. Выброшенные на поверхность нефтепродукты содержат фракции легких углеводородов, которые при испарении образуют взрыво- и пожароопасную смесь.

При обнаружении таких выбросов следует немедленно выполнить все требования данного правила.

237. При внезапном возгорании выброса газа, нефти или нефтепродуктов на поверхности воды в момент нахождения судна в опасной зоне подводного перехода судоводитель должен принять все меры к быстрейшему выходу судна из этой зоны и подготовить экипаж к действию согласно наставлению по борьбе за живучесть судна.

Комментарий

При возгорании выбросов газа или нефти, или нефтепродуктов необходимо отвести судно от опасной зоны.

При возгорании газа судно должно быть немедленно отведено на безопасное расстояние, если возможно, с наветренной стороны от очага возгорания.

При возгорании нефтепродуктов судно следует отвести на безопасное расстояние в сторону, с учетом направления и силы ветра, или выше по течению.

При любом возгорании следует немедленно сообщить в ближайшее подразделение водных путей и судоходства или диспетчеру порта, шлюза или на ближайшее судно.

238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств.