animateMainmenucolor

Для подсчёта  площади парусности, безопасной для данной мотолодки, существует довольно простая формула:
А = k·L·B м2,
где А — площадь парусности; L и В — длина и ширина лодки по ватерлинии соответственно, м.

Величина коэффициента к может изменяться от 1 до 1,3. Например, для открытых гребных лодок с высотой надводного борта в грузу не менее 0,3 м, а также для лодок, имеющих потопчину — узкую палубу вдоль бортов, берется большая величина, т.е.: применяется коэффициент 1,3. Если лодка слишком валкая, относительно узкая (L;В > 3,5) или имеет низкий надводный борта следует ограничиться величиной k = 1,0.

Основные понятия и термины

Паруса и оснастка

На рис. 26 показаны три типа парусов, наиболее удобных  любительских моторно-парусных лодок и шлюпок.

Рис. 26. Типы парусов.

Наиболее простым является треугольный — бермудский грот за ним следует шпринтовый парус. Несколько сложнее устройство люгерного (рейкового) паруса, хотя он также стоит лишь в одном фале. В этом варианте требуется больше усилий, чтобы туго вытянуть фалом переднюю шкаторину и поставить рей круто вверх.

На рис. 27 показаны основные детали парусов и их оснастки. Края паруса называются шкаторинами: верхней, нижней, передней и задней. Парус обшивают по шкаторинам лик-тросом — тонкой веревкой, предварительно хорошо вытянутой. На угла для крепления снастей делают кренгельсы — петли из того же  лик-троса.  Крепление шпора мачты в степсе и при помощи наметки к банке.

Мачту можно сделать из прямой молодой ели с диаметром комля не более 10 см. На мачте не рекомендуется делать круговых канавок или вырезов для снастей, а следует набивать заплечики с проушинами. После определения места установки мачты ее вставляют в гнездо, высверленное в сиденье. Более рационально мачту вставить в вырез с кормовой стороны сиденья, после чего мачта замыкается откидной наметкой, привинченной к сиденью (рис. 27). Нижний конец мачты —шпор — затесывают квадратом и вставляют в специальное гнездо — степс, прочно укрепленное на кильсоне судна.

К верхнему концу мачты — топу крепятся две веревки — ванты, которые раскрепляют (удерживают) мачту по бортам. Ванты привязывают непосредственно к бортам или к подлегарсу — бруску, прикрепленному изнутри к бортам для поддержания сиденья. Ванты крепятся немного в корму от мачты, чтобы исключить ее наклон вперед. Шпринтов представляет собой ровный и достаточно гибкий шест, на обоих концах которого вырезаны заплечики, чтобы вставлять их в стропку на мачте и в задний верхний кренгельс на парусе (рис. 27). Шпринтов должен быть такой длины, чтобы по натяжением паруса он слегка изгибался.

Рейковый парус, имеющий форму косого разностороннего четырехугольника, работает лучше шпринтового паруса. На лодке длиной 7 м его стороны могут иметь длину: нижняя — 3 м, внутренняя боковая, идущая под прямым углом к нижней —2 м, внешняя боковая (под косым углом к нижней — 4,5 м и верхняя — 3 м. Это соотношение сохраняется (при изменении абсо лютных величин) и для лодок другого размера.

В качестве рейка люгерного паруса можно использовать еловый шестик, толщина которого примерно на 40% меньше толщины мачты. К концам (нокам) он должен утоньшаться, причем, самое толстое место, где крепится фал, должно располагаться у передней трети рейка. Парус к рейку привязывают у ноков и в нескольких местах по длине. С этой целью по верхней шкатори не устанавливают люверсы. Нижнюю шкаторину растягивают на горизонтальном рейке (гике), закрепленном через вертлюг к мачте. Такая схема улучшает условия работы паруса. Управление кормовым веслом на лодке с рейковым парусом показано на рис. 28.

Рис. 28. Рейковый парус и управление кормовым веслом.

Определение центра бокового сопротивления и центра парусности

Следует учитывать, что в процессе установки мачты (она должна стоять отвесно) может понадобиться корректировка ее положения относительно центра бокового сопротивления (ЦБС), который обычно расположен близко от миделя в подводной части судна и несколько в корму относительно центра парусности (ЦП). Поэтому степс закрепляют после окончательной регулировки мачты.

ЦБС представляет собой центр проекции подводной части лодки на продольную вертикальную плоскость. Наиболее просто его определить, вычертив в уменьшенном виде эту проекцию подводной части (включая руль и, если есть, шверцы) на картоне, вырезать ее, и, положив плашмя на острие ножа, уравновесить. Несколько нажав на нож, чтобы полученное положение ножа зафиксировать на картоне, поворачивают фигуру на 90°. снова уравновешивают и отмечают новый след от лезвия. На пересечении этих двух линий и находится искомый центр.

У мотолодки, спущенной на воду ЦБС можно определить следующим образом: загрузив лодку, так как она будет ходить под парусами, ставят ее параллельно берегу, руль фиксируют в прямом положении, опускают киль или шверцы (если они есть) и привязывают к борту, почти у середины лодки, веревку. Если точка ее крепления находится над ЦБС, то при вытягивании веревки на берег лодка будет перемещаться, не меняя положения корпуса. Точку эту находят, перемещая место крепления веревки. Чтобы снизить крен лодки, груз размещают у дальнего борта.

Определить ЦП для точной установки мачты можно следующим образом. Вычерчивают в масштабе предполагаемые паруса и определяют сначала геометрический центр каждого паруса; в треугольниках паруса центр определяют пересечением медиан, в прямоугольниках — диагоналей. Паруса сложной формы разбивают сначала на треугольники, и, соединяя центры последних, делят расстояние пропорционально площадям. Затем, расположив паруса так, как они будут стоять на лодке, соединяют центры парусов и делят эту линию также пропорционально площадям. Центр сложного по форме паруса можно определить еще проще при помощи ножа, как это было описано для ЦБС.