animateMainmenucolor

Образование волн при движении судна

В результате повышения давления и уровня воды у носа и кормы, особенно значительные у крупных транспортных судов, возникают носовые и кормовые расходящиеся волны, а между ними образуются поперечные волны. По мере удаления от корпуса они затухают (рис. 4.6.).

Рис. 4.6. Схема образования волн при движении судна на спокойной воде:
А — носовые расходящиеся волны; Б — кормовые расходящиеся волны; В — поперечные волны

Если судно не движется, распределение давлений на погруженной части корпуса неизменно, а осадка постоянна. Если это же судно будет двигаться на тихой воде самым малым ходом, стоять у причала или на якоре на слабом течении, то равновесное положение судна будет определяться практически теми же гидростатическими силами, что и при стоянке. При увеличении скорости движения характер обтекания корпуса изменяется, и равновесие судна дополнительно определяется гидродинамическими силами.

Уровень воды вокруг корпуса неодинаков. Корпус судна непрерывно вытесняет объем воды, вследствие чего происходит повышение уровня воды и давления воды в оконечностях судна (сверхгидростатического и атмосферного). Одновременно с этим уровень воды вдоль корпуса образует пологую впадину, которая по мере приближения к корме исчезает, сменяясь новым повышением уровня, менее заметным, чем в носу.

При движении судна скорость воды под корпусом и вдоль бортов движется неравномерно, и поэтому сила поддержания распределяется также неравномерно. В результате судно проседает в воде иначе, чем на стоянке.

Рассмотрим, как волны от движущихся судов действуют на суда, стоящие у берега (рис. 4.7.).

Рис. 4.7. Действие судовых волн на суда, стоящие у берега


От носовой оконечности движущегося судна продуцируется волна, которая набегает на берег и поднимает стоящие суда. Вслед за подъемом образуется впадина, которая увлекает за собой все, что находится на плаву. Вслед за первой волной идет вторая волна, которая подхватывает все, что было отброшено от берега и возвращает к берегу, одновременно перемещая вслед за собой вдоль берега. Учитывая это, суда не следует ставить у берега на таком участке, близко от которого проходят суда.

Величина волны от движущегося судна бывает настолько велика, что срывает со швартовых не только мотолодки, но и баржи. Поэтому судам вблизи рейдов, причалов и т. д. предписано движение, не создающее волнения.

При встрече или обгоне большого судна малым, малое судно, пересекая фронт волн, отходящих от носа большого судна, при обгоне будет отброшено в сторону, а при встрече теряет скорость. В обоих случаях малое судно проходит зону пониженных давлений, примыкающую к средней части корпуса большого судна, и притягивается к нему. При этом малое судно может перестать слушаться руля, что может окончиться серьезной аварией.

При расхождении и обгоне малым судном значительно большего по величине, малому судну, особенно тихоходному, следует держаться как можно дальше от транспортного судна. Критическими можно считать расстояния при расхождении 1,5-2, а при обгоне — 5-6 ширины меньшего судна. Мы уже говорили, чем дальше от судна, тем волны ниже и положе.