animateMainmenucolor

Мореходные качества судна

Ходовые качества судна характеризуют его мореходные и эксплуатационные возможности. Они зависят от соотношения главных размерений судна, качества поверхности корпуса и его обводов.

Отношение длины судна к его ширине колеблется в широких пределах и характеризует остойчивость и ходкость судна. Оно находится в пределах: для моторных лодок 2,3-3,7, для современных быстроходных глиссирующих 2,3-2,7, для тихоходных катеров повышенной мореходности 3,2-4,5, для моторно-парусных судов 2,5-3,3, для парусных яхт до 5,0, для байдарок до 6,5. Увеличение этого соотношения понижает остойчивость судна.

От отношения L/B зависит также управляемость судном. Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость, ввиду чего требуется большая площадь руля, и наоборот.

Отношение высоты борта к осадке влияет на остойчивость. С ростом отношения увеличивается парусность судна. Величина для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2,0 до 3,0. Наибольшее Н/Т имеют мореходные моторные суда. Для парусных килевых яхт Н/Т уменьшается до 1,5.

С увеличением отношения ширины к осадке остойчивость судна увеличивается, способность судна сохранять скорость на волнении оказывается ниже, чем у глубоко сидящего судна. Это отношение составляет для легких мелкосидящих лодок и швертботов 10-12, для большинства катеров 5-6, для мореходных рыболовных судов 2,5-4, для корпусов парусных катамаранов 1-2. Чем меньше отношение длины к осадке L/T, тем маневреннее судно.

Ходкость прогулочного судна

Ходкость - это способность судна к преодолению сопротивления воды и прямолинейному перемещению в заданном направлении с определенной скоростью.

Курс и устойчивость судна

Способность судна двигаться заданным курсом или изменять курс посредством рулей или путем изменения направления тяги движителей. Выделяют также понятие «маневренность»: под нею понимается способность судна совершать специальные маневры с заданной траекторией.

Качка прогулочного судна

Способность судна двигаться и управляться в условиях ветрового волнения, не испытывая чрезмерной качки и перегрузок, действующих на корпус, грузы и людей. Каждое судно имеет предел мореходности в соответствии со своим классом.