Как сшить парус для мотолодки
Для парусов, предназначенных для установки на мотолодках, особой точности раскроя не требуется, поэтому можно ограничиться 8-10% пузатости по обеим шкаторинам. Необходимая величина «пуза» паруса обеспечивается за счет серповидное передней и нижней шкаторин (рис. 31).
Рис. 31. Раскрой паруса, обеспечивающий правильную форму «пуза»: а — бермудский грот; б — стаксель; в - грот-гуари и гафельный; г — рейковый парус для малых лодок. Штриховой линией на рейковом парусе показан серп по нижней шкаторине при отсутствии гика.
Когда парус растягивается по прямым мачте и гику (или рейку и гафелю), то образующиеся около рангоута излишки материала под действием ветра расправляются, и благодаря этому получается «пузо». Форма профиля паруса, положение «пуза» по его ширине и высоте зависят от очертаний шкаторин. Дополнительным средством для регулирования формы «пуза» служат так называемые закладки по полотнищам, с помощью которых возможно сшить парус с профилем, плавно переходящие в почти плоский у задней шкаторины
В нижней части паруса закладки делаются шире, чем в верхней, их количество и суммарная ширина подбираются опытным путем с учетом гибкости рангоута и свойств материала, из которого шьется парус. Для изготовления паруса пригодны синтетические материалы, применяемые для пошива палаток и различных тентов. Для того чтобы парус обладал необходимой прочностью и не растягивался под нагрузкой ширина его полотнищ должна быть около 30 см. Для этого не нужно разрезать готовый материал — достаточно лишь сделать фальшивые швы, т.е. складки материала шириной 1,5-2 см.
Разметив на полу парус, следует обчертить его контур и уложить на разметку полотнища матери&та с уже прошитыми фальшшва-ми. Заготовки должны перекрывать наружный контур паруса на 3—4 см для последующей подгибки: на сшивание полотнищ между собой достаточно припуска 2,5 см на каждый шов. В процессе разметки полотнище можно закрепить на полу кнопками, однако более удобно это сделать с помощью рулеток. Две стальные 5-метровые рулетки в сочетании с фиксирующими их и парус грузами обеспечивают качественную разметку. Прижатые к полу и napycyJ ленты рулеток лежат достаточно ровно, позволяя наносить длинные и ровные линии с одновременным их промером.
После проверки на полу общей конфигурации паруса приступают к сметыванию и сшиванию полотнищ. Этот процесс лучше начинать с двух нижних полотнищ, последовательно переходя к верхним. Операция сметывания значительно упрощается, если вместо ниток для временного скрепления полотнищ использо вать резиновый клей. Преимущества клея весьма ощутимы: скрепляется вся площадь соприкасающихся поверхностей, исключаются всевозможные перетяжки и морщины, не возникает трудностей при соединении полотнищ по плавной кривой. Уже засохший клей позволяет разъединить полотнища и вновь скрепить их в необходимом положении.
Размеченные швы прошиваются на швейной машинке, начиная с нижнего полотнища. Для шитья парусов (даже из синтетических материалов) не рекомендуется применять капроновые нитки, поскольку из-за их упругих свойств весьма трудно избежать образования морщин. Для основных швов лучше применять хлопчатобумажные нитки №20 или №30 (в зависимости от ткани и площади паруса). Для остальных (второстепенных) швов нИтки могут быть немного тоньше. После сшивания всех полотнищ и проверки размеров паруса обозначают места галсового, фалового и шкотового углов, которые по рулетке соединяют прямыми линиями. Фаловый угол следует наметить на 5-7 см ниже его окончательного положения на мачте, так как при растягивании паруса по передней шкато-рине она станет длиннее за счет серпа и растяжения ткани.
После сшивания полотнищ выполняют следующие операции: парус подгибают по всем шкаторинам, пришивают усиливающие накладки — боуты по углам и карманы для лат. В первую очередь работают с передней шкаториной, заделка которой зависит от способа крепления паруса к мачте. Если мачта выполнена из трубки и ее диаметр не меняется с высотой, то наиболее простым и надежным является крепление с помощью колец-сегарсов. Этот способ не только проще, чем применение ликпаза, ползунов и рельса, а также надевания «рукава» на мачту, но и более оперативен при спуске паруса.
При крое серпа удобно поступить следующим образом. Соединить галсовый и фаловый углы прямой линией и в нескольких местах отложить от нее необходимые размеры. Получить плавную кривую между этими точками можно, проложив по ним толстую веревку. По полученной линии с припуском на шов обрезаются излишки материала, наметывается (резиновым клеем) и застрачивается шов шкаторины по всей длине. После этого на шкаторину нашивается укрепляющая накладка из полосы прочного материала (рис. 32). Нижняя шкаторина, в зависимости от способа ее крепления к гику, либо просто подгибается с застрочкой, либо к ней пришивается рукав для надевания на гик.
Рис. 32. Усиление передней шкаторины паруса из хлопчатобумажной (а) и синтетической (б) ткани.
Далее парус растягивают по оформленным шкаторинам по мачте и гику для уточнения места фалового угла. От линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы, в нескольких местах намечаются точки для линии серпа задней шкаторины. Для укрепления паруса в его углах нашивают накладки в виде секторов из более прочного и жесткого материала — боуты. Их кроят таким образом, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего напряжения. Для более равномерногораспределения усилий внутренние кромки боутов должны быть полукруглыми с радиусом в 1,5-2 раза большим, чем размер боута. Готовые боуты нужно приклеить по всей поверхности и пристрочить, кроме краев, радиальными и полукруглыми швами (рис. 33, а).
Рис. 33. Боут (а) и фаловая дощечка (б).
Помимо боута фаловый угол укрепляется также фаловой дощечкой
(рис. 33, б), которая делается из упругого стеклотекстолита
толщиной 1-1,5 мм. Дощечка пришивается к парусу капроновыми нитками через
небольшие отверстия, высверленные пд ее периметру у самого края.
Грот по
передней и нижней шкаторинам обшивается тонким синтетическим тросом, а стаксель
можно обшить только по передней шкаторине. При раскрое стакселя его передней
шкаторине лучше придать S-образную форму, делая в верхней части «отрицательный»
серп, а в нижней — «положительный». Это определяется неравномерностью увеличения
«пуза» стакселя при провисании штага и натянутой задней шкаторине.
Наиболее распространенная конструкция паруса приведена на рис. 34. Для крепления к рангоуту в парусе необходимо сделать люверсы.
Рис. 34. Типичная конструкция
паруса.
А-А — фальшивый шов; Б-Б — сшивка полотнищ; В-В — карман для латы;
Г-Г — подгиб передней шкаторины; Д — фаловый угол; Е - заделка люверса. 1 -
накладка — боут; 2 — люверс; 3 — ликтрос; 4 — проволочное кольцо; 5 — накладка
лат-кармана.
Латкарманы нашиваются в последнюю очередь, так как на готовом растянутом парусе лучше, чем на чертеже можно определить оптимальный наклон лат и положение латкарманов. От наклона лат во многом зависит растягивание паруса и поддержание задней шкаторины. После приклейки латкарманы пришивают, оставляя незашитой часть верхней кромки для лат.