animateMainmenucolor

Классификация судов по материалам для корпуса и надстроек

В настоящее время прогулочные суда изготавливают из следующих материалов:

  • сталь,
  • алюминиевые сплавы,
  • стеклопластик,
  • листовой пластик,
  • эластичная синтетическая ткань,
  • дерево.

Материалы могут комбинироваться: корпус стальной, надстройка деревянная.

Различные марки конструкционных сталей применяются для постройки, в основном, водоизмещающих прогулочных судов, для которых весовые характеристики не являются определяющими. Судостроительная сталь — относительно пластичный материал и при ударе корпуса о твердое препятствие он деформируется и, если камень имеет острую кромку, возможна пробоина. Пробоина возможна и при выходе тяжелого корпуса на каменистый берег. Сталь подвержена коррозии, требует регулярного обновления покрытий (окраска, полимерные пленки).

Алюминиевые сплавы применяются двух видов: это различные марки алюминиево-медных сплавов — дюралей (Д16, Д16АТ и т. д.) и алюминиево-магниевых сплавов (АМг5, АМг61 и другие). Дюраль — материал прочный, но с низкой коррозионной стойкостью. Клепаные дюралюминиевые конструкции в судостроении применяются все реже.

Алюминиево-магниевые сплавы более пластичны, хорошо свариваются, при ударе деформируются относительно глубоко, прежде чем прорваться. Это коррозионно-стойкие сплавы, пригодные для контактной и аргонно-дуговой сварки. Ведущие отечественные и зарубежные фирмы выпускают некрашеные корпуса из алюминиево-магниевых сплавов, используя их свойство образовывать защитную окисную пленку.

Стеклопластик — композиционный материал, который состоит из армирующих, связующих и декоративных компонентов. В качестве армирующих компонентов применяются стеклоткани, стекломаты, стеклорогожу и стекложгуты. Стеклопластик обладает большой прочностью на разрыв, например, не уступая стали при равной массе листов обшивки. В матрицу, которая предварительно покрыта гелькоутом (слоем смолы, смешанной с красителем), в определенном порядке укладывают армирующие материалы и пропитывают их связующими смолами. Стеклопластик не подвержен гниению. Трескается при очень сильных ударах, но при этом редко теряет форму. Слабо сопротивляется истиранию. Неправильно заведенный якорный канат за ночь, при длительном покачивании судна, может протереть палубу насквозь. Ремонтировать стеклопластик несложно, но необходима сухая теплая погода, иначе стеклопластик не полимеризируется. В настоящее время все чаще используется углеткань, пропитанная кевларом. Этот материал прочнее и легче стеклопластика.

Листовые пластики. Для изготовления гребных и моторных лодок длиной до 4-5 метров применяют так называемые термопласты, в частности, ABC — пластики или полиэтилены. Они поставляются в листах, которые укладывают в вакуум-формовочную машину и разогреваются. После откачки воздуха лист принимает форму матрицы, повторяя все изгибы и выступы (продольные реданы и т. д.). По прочности термопласты уступают стеклопластикам, не требуют окраски, однако испытывать их на ударную прочность не стоит. Солнечные лучи влияют на эти материалы отрицательно, снижая прочность. Если судно надолго оставить под солнцем на крупных камнях или узкой опоре прицепа, возможны вмятины. Однако известны лодки, которые исправно служат более 20 лет.

Эластичные синтетические ткани, мягкие материалы, армированные различными синтетическими тканями (капрон, нейлон и др.) и покрытые полимерами из группы искусственных каучуков (неопрен, хайполон и др.), используются для изготовления надувных судов. Обладают стойкостью к истиранию и к воздействию атмосферы и водной среды, нефтепродуктов и химикалиев. Надувные лодки изготавливаются сотнями тысяч штук в год на протяжении нескольких десятков лет. Ремонтируются резинотканевые и пластиковые корпуса достаточно легко и просто при помощи соответствующих клеев и заплат.

Дерево — традиционный судостроительный материал. При постройке судов используют доски, бруски и различные виды фанеры (водостойкая, бакелитовая и т. д.). Этот материал подвержен гниению, однако при соответствующей защите и уходе служит десятилетиями. В настоящее время используется при изготовлении штучных судов.