animateMainmenucolor

Парус на Казанке-М

Первый вариант парусов для мотолодки Казанка М

Данная схема (рекомендация Е. Батаева) включает в себя треугольные паруса (кливера) и две мачты, причем задняя находится позади руля (рис. 37). Кроме этого необходимо изготовить руль-шверт и бортовые шверцы.

Рис. 37. Парусное вооружение «Казанки-М».
1 - коробка для крепления подвесного паруса (бизани); 2 - болты Мб, 4 шт.; 3 - гайка MS; 4 - пластина 6x80x450, дюраль; 5 - фанера; 6 - ось шверца; 7 — обшивка лодки; 8 — шверц; 9 — сорлинь; 10 — тройник подвесного паруса.

Чтобы не снизить маневренность лодки при установке парусов необходимо соблюдать определенные правила. Важнейшее из них — правильная центровка, т.е. расположение центра парусности (ЦП) относительно центра бокового сопротивления (ЦБС). Наряду с этим рекомендуемая величина 1 (рис. 38) должна составлять 40-45% длины лодки по КВЛ, а при КО,25 длины по КВЛ лодка становится неустойчивой на курсе и плохо управляемой. Кроме этого, не стоит чрезмерно увеличивать площадь парусности за счет бизани и площади пера руля-шверта. При свежем ветре это приводит к потере маневренности и поломке руля. В отличие от руля боковые шверцы больших нафузок не испытывают, поскольку шверц опускается всегда на подветренном борту и, таким образом, прикрыт бортом от ударов волн.

При изготовлении парусов можно руководствоваться следующими параметрами. Соотношение длин передней и нижней шкаторины должно составлять 2:1, причем длина передней шкаторины грота и стакселя — около 4 м, нижней (грота) — 2 м и 1,8 стакселя. В этом варианте площадь парусности составит около 9,3 м2. К передней шкаторине грота пришивается широкий карман, в который вставляется мачта.

Для прохода под мостами грот-мачта складывается при помощи шарнира (рис. 38). Борта в местах подвески шверцев и транец следует укрепить кусками швеллера.

Рис. 38. КЯ 142(69). Шарнир грот-мачты.
1 - верхняя часть мачты; труба 40x2,51 = 3500, Д16; 2 - скользящая муфта, труба 48x3,5; 3 — верхняя часть шарнира; 4 - вилка; 5- ось Ø10 сталь; 6 — кольцо-стопор муфты, Д16; 7 — нижняя часть мачты.

Для удобства управления корму нужно запалубить примерно на 0,4 м от транца. Шверцы имеют размеры 1200X400 мм и делаются из листового дюраля толщиной 1,5 мм с несимметричным профилем, имеющим максимальную толщину 10% хорды. Входящую кромку шверца лучше сделать в виде фрезерованного профиля с пазами для крепления листов обшивки. Кормовые кромки листов склепываются. Внутри шверца по линии максимальной толщины (около 150 мм от носовой части) приклепывается швеллер, играющий роль ребра жесткости. В опущенном положении шверцы заполнены водой, которая при их подъеме вытекает через сливные отверстия в заглушкенижней части.  Глубина погружения шверцев регулируется с п мощью щелевых стопоров и узлов на сорлинях.

Второй вариант парусного вооружения для мотолодки Казанка М

Ниже приведена сходная схема парусного вооружения «Казанки-М», в которой применены паруса от швертбо «Мева» (рис. 39).

Рис. 39. Схема установки парусов, руля и шверца. 1 - шверц (очертания те же, что и пера руля; для оси шверца -отв.08,5); 2 - оттяжка шверца; 3 — перо руля (взамен штатного на подвесном парусе), для оси - отв. 010,5; 4 - сорлинь; 5 - стопор (щелевой) бизань-шкота на румпеле; 6 - закрутка стакселя; 7 - гнездо уключины; 8 - фанерный планширь для размещения дельных вещей.