animateMainmenucolor

Истинный курс судна

Направление движения судна определяется углом между направлением истинного меридиана (направления на географический полюс Земли) и диаметральной плоскостью судна. Этот угол называется истинным курсом судна (далее - ИК) и отсчитывается от северной части меридиана по часовой стрелке.

Если судно находится в точке 0 (рис. 7.14.) и направление его диаметральной плоскости совпадает с линией OD, называемой линией курса, то истинный курс судна будет равен углу NOD.

Рис. 7.14. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Если мы определяем с судна направление на какой-то предмет Р, то это направление будет называться линией пеленга данного предмета. Угол между северной частью меридиана и линией пеленга, отсчитываемый также по часовой стрелке, будет называться истинным пеленгом предмета (далее - ИП) (угол NOP на рис. 7.14.). Следует помнить, что при работе с картой при подготовке маршрута и в плавании на ней всегда прокладывают только истинные курсы и пеленги.

При определении направлений на предмет относительно судна пользуются понятием курсовой угол (далее - КУ) — углом DOP между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 7.15.).

Рис. 7.15. Истинные направления

Курсовой угол определяют с помощью пеленгатора по шкале магнитного компаса по каждому борту в пределах 180°. В зависимости от борта, курсовые углы бывают правого и левого борта и имеют, соответственно, знаки плюс и минус. Курсовой угол в 90° называется траверзом, а про предметы с таким курсовым углом говорят, что они находятся на траверзе.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формулам:

ИП = ИК + КУ п/б (для правого борта);

ИП = ИК - КУ л/б (для левого борта).