animateMainmenucolor

Ходкость судна на мелководье

Правильный ходовой режим на мелководье — это, прежде всего, фактор безопасности. Даже не сверяясь с эхолотом (чего, естественно, делать не рекомендуется), о выходе на мелководье сигнализируют такие явления, как падение скорости и увеличение угла между линиями гребней расходящихся волн. Существует понятие «критическая скорость на мелководье» — скорость, при которой сопротивление движению резко возрастает, а угол между линиями гребней расходящихся волн стремится к 180 градусов, и расходящиеся волны сливаются с поперечными, образуя мощную носовую одиночную волну.

Если порог критической скорости преодолен, то в случае, если глубина под килем достаточна, судно как бы обгоняет одиночную волну, оставляя ее позади; волнообразование ослабевает и вырождается в невысокие валы по границам кильватерной струи, а судно заметно наращивает скорость. Если остановиться на самых простых оценках, то рекомендуется следовать ограничениям по глубине водоема НВ и скорости VK (таблица 2.11.).

Таблица 2.11.

НВ

0,1 L, но не менее 1 м

0,2 L

0,3 L

0,4

0,5

VK

< 3vL

< 4vL

< 5vL

< 6vL
< 8vL

Без ограничений

Автономность (запас хода). Величина, важная для характеристики возможностей любого прогулочного судна. В самом деле, расстояние, которое можно пройти без пополнения запасов топлива, едва ли не главная оценка качества судна, рассчитанного на дальние переходы. Для расчета дальности плавания необходимо количество топлива на борту разделить на средний часовой расход (л/час) и умножить на среднюю скорость (км/ч).