animateMainmenucolor

Глиссирование судна

Движение с большой скоростью в глиссирующем режиме требует особенного внимания. Гидродинамическая подъемная сила (сила поддержания) с увеличением скорости судна растет, и, когда она достигает примерного 90 % его веса, дифферент на корму и осадка резко уменьшается — судно «подвсплывает».
 
Характерный признак начала глиссирования — самопроизвольное увеличение скорости (при неизменном положении ручки газа). Это объясняется особенностью кривой, отражающей зависимость сопротивления воды от скорости глиссирующего судна. На этой кривой имеется участок почти постоянной величины сопротивления, что отражает резкое падение доли волнового сопротивления и сопротивления формы в результате всплытия судна. Образно говоря, в этот момент судно «проскакивает» по кривой сопротивления, самопроизвольно наращивая скорость.

При глиссировании возникает новый вид сопротивления воды — брызговое (часть мощности двигателя тратится на образование брызговой пелены). Становится заметным воздействие сопротивления воздуха на поднявшийся из воды корпус. Таким образом, в режиме глиссирования полное сопротивление воды состоит из трех слагаемых — сопротивления трения, брызгового и аэродинамического (все они пропорциональны квадрату скорости судна). О гидродинамических качествах судна можно судить по величине волнообразования у водоизмещающего корпуса или по обилию брызг у глиссирующего.

Однако, не следует чрезмерно увлекаться скоростью. В дальних туристских походах на быстроходных судах все внимание судоводителя направлено на отыскание фарватера. Обход препятствий и быстрое движение судна не позволяют видеть окружающую природу, а при волнении, даже небольшом, вызывают утомление.

Превышение норм мощности на глиссирующих судах может привести к тому, что судно из режима глиссирования перейдет в режим рикошетирования, при котором судно периодически отрывается от поверхности воды, в какие-то моменты становясь неуправляемым. Это характерно для судов с углом килеватости на транце порядка 2-5 градусов; при большем угле килеватости такое явление менее вероятно.

Чтобы избежать ухудшения управляемости прогулочного судна, нельзя допускать превышения скорости при маневрировании на поворотах, вызывающего нарушение динамической остойчивости, с одновременным резким боковым смещением; необходимо не допускать возникновения опасных боковых сил и опрокидывающих моментов (см. раздел «Курс и устойчивость судна»).

На все суда промышленной постройки изготовителем устанавливается максимально допустимая мощность мотора с точки зрения безопасности эксплуатации. Пренебрежение указанными ограничениями может привести к нежелательному результату.

С ростом скорости глиссирующего судна последнее может потерять продольную остойчивость, начать «дельфинировать» (вертикальное колебание носовой части). Это происходит от неправильной центровки судна, установки угла наклона подвесного мотора или поворотно-откидной колонки, а также от дефектов корпуса.