Главные размерения характеризуют только величину судна. О мореходных качествах маломерного судна можно судить по форме его корпуса.
Полное представление о форме корпуса судна дает теоретический чертеж (рис. 2.3.), на котором изображены в виде линий пересечения наружной поверхности корпусных обводов с секущими плоскостями.
Рис. 2.3. Теоретический чертеж
а — бок; б — полуширота; в —
корпус; Шп — шпангоут; ВЛ — ватерлиния; КВЛ — конструктивная ватерлиния; Б —
батокс; ЛБ — линия борта; Тр — транец; ОП — основная плоскость; ДП —
диаметральная плоскость
Теоретический чертеж является основным проектным документом для постройки судна. За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 2.4.).
Рис. 2.4. Основные плоскости
Диаметральная плоскость (далее - ДП) — вертикальная продольная
плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на
правую и левую части. Проекция судна на этой плоскости называется боком. Линии
или плоскости, проведенные параллельно ДП, называются батоксы.
Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (кромки обшивки на судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Проекция судна на эту плоскость называется полуширотой.
Плоскость мидельшпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит посередине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.
Линии или плоскости, проведенные параллельно плоскости мидельшпангоута, называются теоретическими шпангоутами.
Линии или плоскости, проведенные параллельно основной плоскости, называются теоретическими ватерлиниями. Количество батоксов, шпангоутов и ватерлиний определяется степенью подробности теоретического чертежа и зависит от сложности обводов судна. Конструктивные шпангоуты, которые составляют часть набора судна, могут совпадать или не совпадать с теоретическими.