animateMainmenucolor

Устройство двигателя внутреннего сгорания

Устройство двигателя внутреннего сгорания включает в себя блок цилиндров, головку блока, кривошипно-шатунный механизм, дейдвуд, реверс-редуктор, подвеску.

Блок цилиндров двигателя

Группа цилиндров, изготовленная в одной общей отливке, называется блоком. Блок цилиндров соединяется с картером и по разъему укладывается коленчатый вал. Опоры коленвала могут располагаться на блоке цилиндров. В этом случае они закрываются специальными крышками, где располагаются подшипники. Блок цилиндров имеет полости между стенками блока и гильзами для охлаждающей жидкости. В картере четырехтактного двигателя располагается масляный насос и необходимый объем масла. У двухтактных двигателей внутреннего сгорания картер сухой. В нем создается давление рабочей смеси (бензин плюс воздух) для заполнения цилиндров. Кривошипно-камерная продувка.

Головка блока двигателя

Головка блока крепится сверху, обеспечивая герметичность полости цилиндра. На головке блока четырехтактного двигателя размещаются газораспределительный механизм с выпускными и всасывающими клапанами и распределительными валами, которые ими управляют. В головке блока расположены отверстия для свечей зажигания. У двухтактных двигателей газораспределительного механизма нет. Газораспределение осуществляется при помощи лепестковых клапанов, золотников, расположенных на коленчатом валу, или поршнями. У некоторых конструкций блок изготовлен единой отливкой и головки блока цилиндров нет. На современных моделях двигателей на блоке располагаются специальные устройства (инжекторы) для непосредственного впрыска в цилиндр дозированного количества масла и топлива. К блоку цилиндров крепятся всасывающий и выхлопной коллекторы.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала, шатунов и поршней. Для уплотнения поршня в цилиндре на поршне есть кольцевые канавки, в которых располагаются компрессионные кольца. Коленчатый вал имеет коренные шейки, которыми  укладывается в «постель» между картером и блоком цилиндров, и шатунные, к которым крепится шатун. Верхняя часть шатуна поршневым пальцем соединяется с поршнем. В верхней части на коленчатый вал крепится маховик. У подвесного лодочного мотора (далее - ПЛМ) в маховике залиты постоянные магниты, таким образом, маховик является еще и ротором магдино. Магдино — слово состоит из двух слов магнето и динамо. Это вторая роль маховика.

Дейдвуд

Дейдвуд соединяет поддон и двигатель с реверс-редуктором, выполняет роль кожуха трансмиссионного вала, водоподающих трубок, настроенного выпуска, тяги переключения реверса и т. д. У настроенной выхлопной трубы подбираются длина и диаметры, создающие по длине профиль таким образом, что на максимальных оборотах двигателя труба создает подобранную частоту и амплитуду колебаний, которая входит в резонанс с частотой выхлопа с некоторым опережением. По трубе идут звуковые волны и выхлоп попадает в трубу вслед за очередной волной, в своеобразный вакуум. В результате выхлопные газы отсасываются из цилиндра, что повышает эффективность работы двигателя и гасит шумность. Понижению шумности уделяется большое внимание, при том не только выпуска, но и впускного тракта. Существует много конструкций понижения шумности системы впуска, в том числе и настроенные.

На рисунке 3.7. показана одна из конструкций, у которой подбором длины и внутреннего диаметра пластиковой трубки настраивается соответствующая частота колебаний потока воздуха, в результате чего значительно снижается шумность и повышается экономичность двигателя.

Рис. 3.7. Правильный подбор длины и внутреннего диаметра пластиковой трубки значительно снижает шумность и повышает экономичность двигателя

Следует заметить, что при измерении шума современного прогулочного судна, составляющая от мотора заметно меньше, чем от брызг, поднимаемых корпусом. На дейдвуде крепится поддон, на который устанавливается двигатель. Сверху двигатель закрывается капотом. Следует помнить о том, что ПЛМ воздушного фильтра не имеют и его роль выполняет капот. Если ездить без капота, то песчинки в корпусе лодки, поднятые завихрениями воздуха, через карбюратор окажутся в цилиндре, а это может привести к безвозвратному выходу из строя двигателя. К дейдвуду крепится подвеска.

Реверс-редуктор

Реверс-редукторы ПЛМ и поворотно-откидной колонки имеют одинаковое назначение и предназначены для изменения направления вращения гребного винта при работе на передний и задний ход (реверсирования), а в нейтральном положении при работающем двигателе гребной винт не вращается. Редуктор понижает частоту оборотов двигателя до рабочих оборотов гребного вала. В среднем редукция равняется 1:2, т. е. если двигатель развивает 5000 об/мин, то гребной винт на валу — 2500-2800 об/мин. К одному и тому же двигателю могут быть предложены два редуктора — грузовой, с пониженными оборотами гребного вала и скоростной — с повышенными. Ведущая и ведомые шестерни реверс-редуктора работают в очень напряженных условиях и требуют качественной смазки.

Подвеска двигателя

Подвеской ПЛМ крепится к транцу судна и она представляет мотору две степени свободы: поворачиваться вправо — влево, являясь активным рулем, и откидываться при наезде на препятствия. В откинутом положении мотор может быть зафиксирован, например, при смене гребного винта или во время буксировки. Как правило, на моторах свыше 40 л. с. устанавливаются гидравлические цилиндры, которые могут изменять угол наклона мотора по команде с места водителя. Если судно имеет предельную нагрузку, тяжело выходит на глиссирование и не может преодолеть «горб» сопротивления, достаточно немного отклонить мотор назад и судно выйдет на глиссирование. Не забудьте вернуть мотор в первоначальное положение. На подвеске установлены амортизаторы, которые глушат вибрацию двигателя и она не передается на корпус. Там же имеется запорное устройство, которое не позволяет откидываться мотор на заднем ходу. На струбцинах имеются регулировочные отверстия, по которым мотор на судне можно выставить строго вертикально, соответственно требованиям инструкции по эксплуатации мотора.

Системы двигателя внутреннего сгорания

Для обеспечения работы двигателя внутреннего сгорания существуют следующие системы: охлаждения двигателя, система питания, система зажигания и система смазки.