animateMainmenucolor

Четырехтактный лодочный мотор

Циклы четырехтактного лодочного мотора те же самые, что и у двухтактного, но наполнением цилиндров управляют клапаны, расположенные в головке блока. Свеча зажигания выдала искру, зажгла сжатую рабочую смесь, и она расширилась. Возникшее давление заставляет поршень опуститься до нижней мертвой точки (далее - НМТ). Цикл рабочий ход, первый такт. Поршень от НМТ двинулся вверх, открылся выпускной клапан, началась продувка, второй цикл, второй такт. Поршень дошел до верхней мертвой точки (далее - ВМТ) и двинулся вниз. Выхлопной клапан закрылся, открылся впускной (продувочный).

Поршень дошел до НМТ, за счет возникшего разряжения цилиндр наполнился и закончилось всасывание, третий цикл, третий такт. Поршень двинулся вверх, клапаны закрылись, начался четвертый цикл, четвертый такт — сжатие. Поршень дошел до ВМТ, между электродами свечи возникла искра и начался рабочий ход и т. д. Четыре цикла произошли за четыре такта, два оборота коленвала, двигатель четырехтактный.

Рис. 3.4. Процесс работы четырехтактного двигателя
а — такт рабочего хода; б — такт выпуска; в — такт впуска; г — такт сжатия

Рис. 3.6. Схема устройства четырехтактного двигателя внутреннего сгорания:
1 — капот; 2 — магдино; 3 — привод газораспределительного механизма; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — клапан; 7 — бензонасос; 8 — выхлоп холостого хода; 9 — пробка слива масла; 10 — заборник масла; 11 — дейдвуд; 12 — выхлопная труба; 13 — триммер-протектор; 14 — гребной вал; 15 — шестерни редуктора; 16 — корпус редуктора; 17 — трансмиссионный вал; 18 — водяной насос; 19 — подвеска; 20 — струбцина; 21 — рычаг переключения реверса; 22 — румпель

Достоинства.

  • Низкий удельный расход топлива: сгорает вся рабочая смесь, которая попала в цилиндр.
  • Долговечность: движущиеся детали двигателя «купаются» в масле. За основу часто берутся автомобильные двигатели.
  • Высокая экологическая чистота, низкая шумность.

Недостатки.

  • Относительно высокий удельный вес: добавляется механизм управления клапанами.
  • Невысокая удельная мощность: рабочий ход один раз за два оборота коленвала.
  • Невысокая скорость набора оборотов.
  • Высокая стоимость.

Однако современные конструкции двухтактных и четырехтактных двигателей по своим технико-экономическим показателям сближаются все теснее. Судите сами: удельный расход топлива «четырехтактников» — 0,320 литра на лошадиную силу в час, а двухтактных с непосредственным впрыском в цилиндр топлива и масла — 0,370, и они отвечают требованиям экологии. За счет управления всеми процессами электроникой, повышается надежность и экономичность, а за счет применения высоких технологий и высококачественного металла понижается вес.