Если подходящего винта подобрать не удалось, то можно воспользоваться следующим методом: у винтов с одинаковой суммой диаметра и шага тяговые характеристики примерно одинаковые. Рассмотрим этот метод на примере гребных винтов моторов «Ямаха» мощностью 25-60 л. с. Следует заметить, что фирмы разбивают свои моторы по мощностным группам и внутри группы посадочные размеры гребного вала одинаковые. К указанной группе предлагаются следующие винты:
Таблица 3.14.
N л. с. |
Ø × Н, дюймы |
Ø × Н, мм |
Сумма Ø + Н |
№ пар |
40 |
121/4 × 8 |
311 × 203 |
514 |
|
40 |
121/4 × 9 |
311 × 228 |
539 |
7 |
50 |
115/8 × 11 |
295 × 279 |
574 |
1 |
55 |
113/8 × 12 |
289 × 304 |
593 |
2 |
40 |
111/8 × 13 |
282 × 330 |
612 |
3 |
40 |
111/4 × 14 |
285 × 335 |
640 |
4 |
48 |
11 × 15 |
279 × 381 |
660 |
6 |
55 |
103/4 × 16 |
273 × 406 |
679 |
|
40 |
103/4 × 17 |
273 × 431 |
704 |
|
25 |
105/8 × 12 |
270 × 304 |
574 |
1 |
30 |
103/8 × 13 |
263 × 330 |
593 |
2 |
40 |
101/4 × 14 |
260 × 335 |
595 |
2 |
40 |
10 × 15 |
254 × 381 |
635 |
4 |
50 |
12 × 11 |
304 × 279 |
583 |
|
50 |
12 × 12 |
304 × 304 |
608 |
3 |
50 |
111/2 × 13 |
292 × 330 |
622 |
|
60 |
111/4 × 14 |
285 × 355 |
640 |
4 |
60 |
101/4 × 15 |
260 × 381 |
641 |
4 |
|
101/4 × 16 |
260 × 404 |
666 |
6 |
|
121/4 × 9 |
311 × 228 |
539 |
7 |
Из таблицы 3.14. видно, что в группе присутствуют 7 пар винтов, и в каждой паре диаметр и шаг не отличаются друг от друга более чем на 10 %. С большой долей достоверности можно утверждать, что эти винты взаимозаменяемы.
Владельцу мотора полезно определить, в какой группе находится его мотор, и составить для себя подобную таблицу. Не лишним будет поинтересоваться, не подойдут ли к вашему мотору по посадочным местам гребные винты других фирм, но здесь надо иметь ввиду, чтобы они не просто садились по посадочным местам, но и сидели плотно, без люфтов. В противном случае шлицы могут быть деформированы.
Гребные винты других фирм значительно расширят типоразмерную гамму и позволят подобрать наиболее оптимальный. Мы уже говорили, что от правильно подобранного гребного винта зависит не только скорость судна, но и экономика эксплуатации мотора. Для подбора винта можно также воспользоваться графиком 3.15.
Рис. 3.15. Данные для корректировки элементов гребного винта в зависимости от изменения частоты вращения
Разберем пример. Пусть на лодке установлен подвесной лодочный мотор с гребным винтом D - 250 мм, Н - 312 мм. Сумма D + H = 562 мм, а шаговое отношение H/D = 1,25. Во время эксплуатации тахометр показывает частоту вращения ниже номинальной (паспортной). В нашем случае номинальные 5400 об/мин, а тахометр показывает 5130 об/мин. Следовательно, винт гидродинамически тяжелый. Вычислим отношение оборотов 5130/5400 = 0,95 или 95 %.
Теперь обратимся к графику 3.15. Выберем кривую для H/D = 1,25 и точку на ней против значения на горизонтальной оси n/nо = 95 %. Далее проводим горизонталь к вертикальной оси и снимаем с нее значение (Н + D) / (Но + Do) = 94 %. Таким образом, мы определяем, что нам нужен винт, у которого сумма Н + D = 562 94/100 = 528 мм. В каталоге подбираем винт, у которого (H + D) ближе всего к 528 мм, но не превышает этой величины. После его установки можно рассчитывать, что мотор выдаст номинальную частоту вращения, двигатель не будет перегреваться, а лодка пойдет быстрее.
С увеличением мощности ассортимент гребных винтов для данной модели увеличивается. При этом расширяется диапазон не только по параметрам (шагу и диаметру), но и по материалу изготовления. Для моторов до 10 л. с. некоторые винты делают из специальной пластмассы — кевлара. Материал достаточно прочный и из него же делают сменные лопасти гребных винтов для моторных яхт. Кроме того, гребные винты изготавливают из алюминиевых сплавов, латуни, бронзы и нержавеющей стали. Из сказанного понятно, что подбор винта — операция не простая и достаточно тонкая.