Увеличение степени сжатия в двигателе мотора Ветерок
Еще одним путем повышения мощности двигателя лодочного мотора «Ветерок» является повышение степени сжатия, однако увеличивать ее выше определенного предела (например 7,5-8,0) нельзя, поскольку это приводит к перегреву свечей зажигания и других деталей двигателя. Начинать нужно с проверки действительной степени сжатия двигателя. Для этого при положении поршня в ВМТ следует замерить объем камеры сгорания, заливая ее веретенным маслом, отмеряемым бюреткой или мензуркой с точностью не ниже 0,5 см3.
Двигатель для этого устанавливается свечными отверстиями вверх и масло заливается через них в камеру сгорания до третьего-четвертого снизу витка резьбы. Номинальный объем камеры сгорания для подвесного лодочного мотора «Ветерок-8» 12,5-13,0 см3, а для «Ветерка-12» 18,0-18,5 см3. Действительная степень сжатия при таких объемах составляет примерно 6,0.
Чтобы увеличить степень сжатия, нужно подрезать головку блока. Для уменьшения объема камеры сгорания на 1 см3 с торца головки необходимо срезать на «Ветерке-8» — 0,5 мм и на «Ветерке-12» — 0,35 мм. При степени сжатия около 7,5 объем камеры сгорания должен быть равен на «Ветерке-8» примерно 10 см3, а на «Ветерке-12» — 15 см3. Подрезку лучше производить на токарном станке, зажав головку за боковую поверхность в трехкулачковом патроне. Если замеренные объемы в обоих цилиндрах оказались одинаковыми, следует тщательно выставить плоскость головки относительно поперечной подачи суппорта.
При неодинаковых объемах сторону головки с большей камерой нужно расположить ближе к резцу. Для улучшения чистоты поверхности подача суппорта при последнем проходе должна быть минимальной.
По тем или иным технологическим причинам возможны отклонения расстояния продувочных и выхлопных окон от верха цилиндра. Поэтому, прежде всего надо проверить одновременность открытий всех продувочных или выпускных окон каждого цилиндра. Перед проверкой с двигателя снимаются вставки продувочных окон, крышка выхлопа и головка; работа облегчится, если с поршней снять и кольца. После этого поршень перемещается к НМТ до появления просвета в одном из продувочных или выпускных окон.
Окна, открывающиеся позже того момента, обрабатываются — опиливаются круглым напильником до обеспечения полной одновременности открытия окон в обоих цилиндрах. При опиловке блок цилиндров лучше снимать; перед каждой проверкой его следует промывать и крепить к картеру двумя центральными болтами.
Желательно несколько увеличить фазы газораспределения — продувки и выпуска относительно номинальных (табл. 1).
Таблица 1. Фазы газораспределения «Ветерок-8» и «Ветерок-12»:
Процесс |
Продолжительность открытия окон (град.) и расстояние от верхней кромки окна до BMT (мм) | |||
«Ветерок-8» |
«Ветерок-12» | |||
До переделки |
После переделки |
До переделки |
После переделки | |
Продувка |
110°/36,6 |
116°/35,8 |
114°/36,1 |
120°/35,3 |
Выхлоп |
140°/32,2 |
150°/30,5 |
145°/31,4 |
156°/29,5 |
Увеличение фазы продувки достигается установкой в разъем между картером и блоком дополнительной прокладки толщиной 0,5-0,8 мм, а выхлопа — дополнительной опиловкой верхней части выхлопных окон. После установки прокладки нужно снова проверить объемы камер сгорания и при необходимости подрезать головку блока.
Для дальнейшего увеличения мощности целесообразно также убрать или сгладить неровности и наплывы по всему каналу выпуска — от блока цилиндров до проставки в подводной части. Наибольший эффект дает расширение конического канала в проставке. Узкую часть его, находящуюся под стаканом водяной помпы, следует опилить круглым напильнике подходящего диаметра до размеров 30×15 мм.