animateMainmenucolor

Свечи зажигания

Утопить свечу или расколоть изолятор — вещь обычная. При наличии сервисной мастерской по обслуживанию вашего двигателя — проблем нет, а в магазине автозапчастей нужной свечи может не быть. Если понять суть работы свечи — можно выйти из положения, во всяком случае до дома доедете.

Во время работы двигателя свеча должна самоочищаться, т. е. иметь такую температуру, при которой все оставшиеся продукты горения топлива на элементах свечи должны сгорать. Если у свечи температура недостаточная, то электроды быстро обрастут нагаром и свеча перестанет работать. Разряд пойдет по нагару. Если температура свечи выше нормы, то воспламенение рабочей смеси в цилиндре будет происходить не от искры, а от раскаленных элементов. Начнется так называемое калильное зажигание, двигатель начнет стучать, а это может привести к выходу его из строя.

Поэтому свечи различаются по своей тепловой характеристике, которая выражается калильным числом. Для каждого лодочного мотора свечи подбираются по калильному числу, в зависимости от теплового режима двигателя. В зависимости от калильного числа (тепловой характеристики) свеча имеет соответствующую геометрию ввертной части (той, которая заворачивается в двигатель).

При правильно отрегулированном карбюраторе свеча должна иметь светло-коричневый или светло-серый цвет (рис. 3.9.).

Рис. 3.9. Устройство свечи зажигания
1 — контактная гайка; 2 — оребрение изолятора; 3 — контактная головка; 4 — изолятор; 5 — корпус; 6 — токопроводящий стеклогерметик; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — теплопроводящая шайба; 9 — центральный электрод; 10 — тепловой конус изолятора; 11 — рабочая камера свечи; 12 — электрод массы (боковой); h — искровой зазор; L — длина ввертываемой части; l — длина резьбовой части (цоколь); d — наружный диаметр резьбы; S — размер под ключ

Различия в тепловых характеристиках свечей достигают, в основном, за счет изменения длины теплового конуса изолятора и его заглубления. Тепловой конус изолятора — это часть изолятора, находящаяся в камере сгорания (цилиндре). Удлинение теплового конуса изолятора приводит к увеличению подвода тепла в свечу и к росту ее рабочей температуры и, как следствие, калильному зажиганию. Уменьшение — соответственно все наоборот. Это очень важно. Если вы утопили свечу и пришли в магазин за новой, очень маловероятно, что свеча с такой же маркировкой, как на вашей, есть в магазине.

В настоящее время более 10 фирм выпускают свечи зажигания и, естественно, маркируют свечи по-своему. Например, японская фирма NGK выпускает свечу BR 5 ES-11. Расшифровывается это так: В — диаметр резьбы М 14×1,25 и под ключ 20.8 или 20.6 (всего 9 разновидностей); «R» — тип помехоподавляющего резистора (всего 6 разновидностей); «5» — калильное число от 02 (теплое) до 14 (холодное) (всего 12 разновидностей); «Е» — длина резьбы 19 мм (всего 6 разновидностей); «S» — стандартный тип (всего 21 разновидность); «11» — расстояние между электродами 1,1 мм (всего 8 разновидностей).

Таким образом, у фирмы NGK получается 62 разновидности свечей, но это еще не все. Есть специальные свечи со своей маркировкой. Аналогично у остальных фирм. Без специального справочника подобрать аналог свечи по маркировке нереально.

Поэтому вернемся к тепловому конусу свечи, который все и определяет. Необходимо взять оставшуюся свечу и в магазине подобрать очень похожую. С девяностопроцентной гарантией можно утверждать, что она подойдет. Обратите внимание на диаметр резьбы и ее длину, т. к. свеча с короткой резьбой не будет достаточно быстро воспламенять рабочую смесь в цилиндре и нагреваться до нужной температуры. Подкладывать дополнительные шайбы под длинную резьбу недопустимо.

Резьба практически у всех свечей одинаковая М 14×1,25. Длина резьбовой части может быть разная и это надо учитывать при подборе свечей. Если длина резьбовой части длиннее штатной, она может выступать за пределы головки и в нее поршень упрется. Если поршень не достает до свечи, то выступающие витки резьбы быстро закоксуются и при вывертывании свечи испортят резьбу в алюминиевой головке блока. Если резьба свечи короче штатной, то закоксуется резьба головки, и штатную свечу будет трудно завернуть, не повредив резьбы.

Различаются свечи по высоте изолятора над юбочкой свечи и его углублению, а так же по высоте центрального электрода. Ваша задача из всех предложенных вам свечей выбрать очень похожую на штатную и заменить обе. Через 5-10 минут работы мотора на полных оборотах под нагрузкой надо остановить двигатель и вывернуть свечу. Если она светло-коричневого цвета — нормально. Если есть нагар и утечка тока пойдет по нагару — не беда. В крайнем случае, двигатель заглох, почистите свечи и идите дальше. Если свеча светло-желтого или белого цвета — надо быть предельно внимательным к работе двигателя, не допускать, чтобы он стучал, убавлять обороты, дать свечам остыть. Может быть беда...

Необходимо постоянно контролировать температуру воды через контрольное отверстие. Оценить, как мотор тянет (скорость та же или меньше).

Возможные неисправности:

  • Как и в любой электросхеме — неплотность или отсутствие контакта.
  • В условиях повышенной влажности возможно окисление соединяемых проводников.
  • В механических прерывателях возможно загрязнение или подгорание контактов, а так же нарушение зазоров между ними.
  • В электронных схемах таких дефектов не может быть, но какой-то элемент может перегореть, тогда весь блок подлежит замене.
  • На высоковольтных проводах возможно оседание грязи или соли, поэтому напряжение начинает «утекать». Это заметно в темноте, провода начинают мерцать голубым светом.