animateMainmenucolor

Системы ограждения опасностей в море

При плавании в море судоводителя подстерегают различные навигационные опасности — банки, рифы, мели, затонувшие суда, районы ловли рыбы и т. п. Для предупреждения об их наличии и указания мест для безопасного прохождения существуют три системы плавучего ограждения навигационных опасностей — кардинальная, латеральная и осевая.

В кардинальной системе опасности ограждаются знаками, ориентированными относительно опасности и показывающими мореплавателю, к какому из главных румбов компаса нужно оставить знак (рис. 7.10.).

Рис. 7.10. Кардинальная система

Ограждение включает четыре знака — буя или вехи, имеющие соответственно названия «северная», «восточная», «южная», «западная», и различаются по цвету окраски и топовым фигурам вешек (рис. 7.11.).

Рис. 7.11. Внешний вид надводных частей вех

Кардинальной системой обычно ограждают банки, камни, затонувшие суда, районы свалки грунта и т. д.

В соответствии с принятым принципом ограждения, знаки будут располагаться следующим образом:

  • Северные (нордовые) знаки устанавливаются с южной стороны опасности и указывают — «оставь меня к северу». Знаки имеют красную окраску, на топе вехи находится топовая фигура — голик раструбом вверх («рюмка вверх»). Освещаемые буи несут красный проблесковый огонь.
  • Южные (зюйдовые) знаки устанавливаются с северной стороны опасности и указывают — «оставь меня к югу». Знаки имеют белую окраску, на топе вехи имеется голик раструбом вниз («рюмка вниз»). Освещаемые буи несут белые проблесковые огни.
  • Западные (вестовые) знаки выставляются к востоку от опасности и указывают — «оставь меня к западу». Знаки имеют бело-красную окраску, на топе вехи два красных голика раструбами вверх и вниз. Освещаемые буи несут красные проблесковые или группо-проблесковые (с двумя проблесками) огни.
  • Восточные (остовые) знаки выставляются к западу от опасности и указывают — «оставь меня к востоку». Знаки имеют черно-белую окраску, на топе вехи имеются два голика, соединенные раструбами. Освещаемые буи несут белые проблесковые или группо-проблесковые (с двумя проблесками) огни.

Крестовые знаки устанавливаются на отдельные опасности (затонувшее судно, подводная скала), проход вокруг которых свободен, и указывают — «стою на опасности». Буй красного цвета с белыми и красными горизонтальными полосами и белым крестом на надстройке. Освещаемые буи несут зеленые проблесковые огни. Веха окрашивается белыми и красными полосами, на топе — белый крест с шаром под ним.

Латеральная система используется для ограждения каналов и фарватеров плавучими предостерегательными знаками — буями, баканами и вехами. Установка знаков ограждения осуществляется по обеим границам судового хода. Знаки ограждения различаются, в зависимости от сторон фарватера или канала, на правые и левые.

Правой называют сторону, находящуюся справа от судна, идущего с моря, левой — слева от судна. Соответственно, находящиеся на них знаки называют знаками правой стороны и левой стороны (рис. 7.12.).

Рис. 7.12. Латеральная система

Знаки правой стороны окрашиваются в черный цвет, несут белый проблесковый либо группо-проблесковый огонь с частотой 20 проблесков в минуту и имеют нечетные номера. Знаки левой стороны окрашиваются в красный цвет, несут красный проблесковый либо группо-проблесковый огонь с частотой 20 проблесков в минуту и имеют четные номера.

В местах поворота фарватеров и каналов устанавливаются поворотные знаки, имеющие белые горизонтальные полосы на красном или черном фоне, соответствующие проблесковые или группо-проблесковые огни с частотой 40 проблесков в минуту.

В местах соединения или разделения фарватеров и каналов устанавливаются знаки разделения и соединения (обычно просто называемые «разделительными знаками»). Знаки имеют окраску в виде перемежающихся вертикальных черных и красных полос. Огонь — белый проблесковый с частотой 10 проблесков в минуту. Одиночные опасности на фарватерах и каналах обозначаются крестовыми знаками.

Осевая система используется для обозначения осей каналов, фарватеров и рекомендованных курсов в местах, в которых отсутствуют навигационные опасности. В данной системе оси задаются осевыми знаками, а в местах изменения направления — поворотными осевыми знаками.

Осевые знаки — буй, бакан, веха — выставляются по оси фарватера или канала. Судовождение при осевой системе осуществляется от знака к знаку, оставляя их по левому борту. Осевые знаки имеют бело-черную окраску (чередующиеся белые и черные горизонтальные полосы) и несут белый проблесковый огонь. Шест вехи имеет аналогичную окраску и топовую фигуру в виде шара.

Поворотные знаки выставляются в местах поворота судового хода или рекомендованного курса и окрашиваются белыми и красными горизонтальными полосами и несут красный проблесковый огонь. Веха имеет топовую фигуру в виде красного шара.

Затонувшие суда обозначаются знаками зеленого цвета, являющимися общими для всех систем ограждения. Огонь на знаках — зеленый проблесковый. Положение знака указывается в «Извещениях мореплавателям» и в книгах «Огни и знаки» для данного бассейна.

Места якорных стоянок обозначаются знаками и бочками красно-желтого цвета. Освещаемые буи несут оранжевый проблесковый огонь. Веха имеет у вершины красно-желтый флаг.

Места карантинных стоянок обозначаются знаками и швартовыми бочками желтого цвета. Освещаемые буи имеют оранжевый проблесковый огонь. Вех несет у вершины желтый флаг.