animateMainmenucolor

История развития прогулочных судов

Период застоя и технического старения отечественного прогулочного флота в последние годы сменяется активным возрождением. Наряду с количественным ростом прогулочных судов, наблюдаются изменения в предпочтениях судоводителей-любителей. Традиционная приверженность россиян к открытым мотолодкам (максимально имеющим небольшую рубку или каюту-убежище долгое время поддерживалась такими факторами, как доступная стоимость, простота обслуживания, ограниченная мощность подвесных и стационарных моторов, неприхотливость в части хранения.

С другой стороны, интересы судовладельцев, за весьма редким исключением, сводились к «малым» задачам: освоить ближайший водоем, съездить на рыбалку и поохотиться в окрестностях стоянки, в меру возможностей заняться буксировкой воднолыжников или подводной охотой с маской, наконец, попросту достичь противоположного берега полноводных российских рек, озер и водохранилищ. Водный туризм, по существу, ограничивался походами на гребных лодках и байдарках. Каждое длительное плавание на мотолодке становилось событием.

Тем не менее, период 70-80 гг. XX века ознаменовался рядом достижений: отечественное катеростроение поставило на рынок десятки моделей мотолодок, изготовленных преимущественно из алюминиевых сплавов, многие из которых выпускаются до сих пор.

«Первая волна» пополнения прогулочного флота в середине девяностых годов XX века «накатила» в виде множества новых и подержанных импортных катеров, длиной 7-10 метров, которые поначалу казались верхом совершенства — большие мощности, высокие скорости, оборудованные спальные места, престижный дизайн. Однако время увлечения показной стороной дела прошло и сменилось пониманием того, что требуется продуманный подход к выбору лодки — для чего она предназначена, во что обойдется ее содержание, насколько она соответствует российским реалиям: суровый климат, проблемы зимнего хранения, слабое оснащение и удручающе малое число стоянок и береговых заправок топливом, большая протяженность водных путей и заметное присутствие на них различных гидротехнических преград.

Мотолодки, в числе которых увеличилась доля отечественных моделей, продолжают служить традиционным целям малых плаваний. Каютные катера и, тем более, комфортабельные моторные яхты предназначены для переходов на значительные расстояния, становятся востребованными. Это отразилось и в классификации моторных катеров, которые стали подразделять на скоростные и круизные.

Из общего понятия «прогулочные суда», как обозначения занятий плаванием на любительских судах, выделилось понятие «крейсерские», относящееся к длительным плаваниям с переходами в прибрежной зоне и в открытом море. Стали возрождаться так называемые «дальние спортивные плавания», по которым в свое время присваивались спортивные разряды вплоть до мастера спорта. По существу это те же крейсерские гонки (прохождение определенного маршрута, за определенное время с отметкой в крейсерской книжке в установленных пунктах), только на моторных судах. Применительно к каютным судам длиной 10-20 м окончательно укрепилось название «моторная яхта», а традиционные океанские яхты длиной свыше 24 м стали именоваться «суперъяхтами» или «мегаяхтами» и вышли за рамки нормативных требований к любительским прогулочным судам.

Интересно проследить за общемировыми тенденциями в развитии прогулочного флота. Из 13 миллионов прогулочных плавсредств, зарегистрированных в США, 95 % не превышают по длине 8 метров. Существующий прогулочный флот Европейского Союза (6 миллионов единиц) на 80 % состоит из моторных судов, из которых длину менее 7,5 м имеют 88,5 %. Кроме того, на примере Германии можно видеть, что стационарные двигатели мощностью свыше 100 кВт установлены на 4 % моторных прогулочных судов. С большой достоверностью можно полагать, что доля судов длиной до 10 м с двигателями мощностью до 100 кВт находится в пределах 95-96 %. Маломерный флот России — на порядок малочисленнее (по данным ГИМС — чуть более 1 млн. единиц), но проявляет признаки роста. Соотношение длины и мощности примерно такое же.