animateMainmenucolor

Работа с картплоттером

Использование курсора

Важную роль в работе с картплоттером играет курсор. С его помощью решается множество задач — измерение дальности и азимута до объектов, определение их координат, создание путевых точек и маршрутов, получение информации и многое другое (рис. 8.24.).

Рис. 8.24. Курсор

Рассмотрим для примера несколько функций курсора. Если в ходе плавания возникнет необходимость определения расстояния до какого-то объекта на карте (до какой-нибудь банки или вешки), достаточно навести перекрестие курсора на эту точку, и в информационном окне появятся ее координаты, а также дальность и направление относительно судна.

Аналогичным образом получают информацию об отмеченных на карте названиях островов, населенных пунктах, портах, о навигационной обстановке, глубинах и т. п.

Использование курсора значительно облегчает создание путевых точек и маршрутов. В отличие от приемника GPS, где эта задача решается с помощью бумажной карты с дальнейшим вводом полученных координат через меню, в картплоттере это просто и быстро осуществляется с помощью курсора — достаточно установить его на нужное место на электронной карте и нажать нужную клавишу. Полученную путевую точку затем можно легко отредактировать, присвоить ей какой-либо символ или имя, передвинуть на другое место или удалить.

Полученные маршруты и составляющие их точки размещаются на специальных страницах в виде таблиц с координатами. Их можно переименовывать, присваивать символы (например, якорь, крест, рыбка и т. п.), изменять координаты, удалять, причем, делать это можно не только в плавании, но и дома, используя для этого режим симуляции.

Плавания по маршрутам

Под «плаванием по маршруту» будем понимать последовательное движение от точки к точке заранее спланированного и хранящегося в памяти маршрута с использованием технических и программных возможностей приборов, позволяющих контролировать отклонения судна от заданного направления.

В отличие от приемника GPS, маршрут на картплоттере можно создавать непосредственно на экране, не прибегая к бумажной карте. Делается это следующим образом. На мелкомасштабной карте грубо наносят с помощью курсора маршрутные точки, присваивают им имена. Затем, увеличивая масштаб, на крупномасштабных картах с помощью курсора уточняют положение маршрутных точек, а затем проверяют, не проходит ли маршрут через какие-либо опасности — мели, камни или берег, после чего маршрут запоминается в памяти картплоттера.

В современных картплоттерах при плавании по маршруту контроль отклонения осуществляется двумя способами — либо по положению отметки судна на проложенной трассе движения, либо с помощью специальных графических индикаторов, используемых обычно в приемниках GPS. Некоторые модели картплоттеров могут объединять на одном экране оба режима, что делает более удобным судовождение в сложной навигационной обстановке.

Если маршрут создан заблаговременно и хранится в памяти прибора, то через меню его выбирают из списка и активируют одним из имеющихся способов, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации.

При этом в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку, дальность до нее, время в пути и время прибытия, а графические дисплеи будут показывать отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т. д., вплоть до прибытия к конечному пункту плавания.

Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне на экране.

Плавания по путевым точкам

Навигация по путевым точкам является частным случаем плавания по маршруту, поэтому принципы использования картплоттера и судовождения одни и те же.

Путевые точки могут создаваться заблаговременно и храниться в памяти прибора, откуда они могут извлекаться, активироваться с помощью функции «GO ТО» и использоваться для навигации. Создание путевых точек в ходе плавания очень эффективно осуществляется с помощью курсора — для этого достаточно навести его перекрестие на нужное место и нажать клавишу «GO ТО» — и картплоттер перейдет к навигации на выбранную точку.

Следует остановиться на одной особой путевой точке «MOB» (Man Over Board) — «Человек за бортом». Эта путевая точка задается обычно нажатием специальной клавиши, после чего картплоттер автоматически переходит к навигации на точку MOB.