animateMainmenucolor

Путевые точки

Путевая точка — это какой-то представляющий интерес пункт на земной или водной поверхности, в который когда-либо нужно прибыть. Путевые точки создаются предварительно с помощью карты либо в процессе движения и записываются в память прибора с присвоенными им именами в цифровой, алфавитной либо алфавитно-цифровой форме.

Предварительное создание путевых точек. Предварительное создание путевых точек осуществляется с помощью карты в меркаторской проекции (в координатах «широта - долгота»). Перед началом движения заранее выделяют представляющие интерес пункты, присваивают им имена, определяют и выписывают их координаты. После составления списка координаты и имена путевых точек последовательно записывают в память приемника.

Создание путевых точек в ходе движения. Этот способ интересен тем, что для создания путевых точек нет необходимости в карте. Рассмотрим, как это делается, на конкретном примере.

Если в ходе плавания необходимо запомнить какую-либо нужную точку — якорную стоянку, место для рыбалки, поворотный буй фарватера — достаточно на этом месте нажать клавишу «MARK» (или какую-либо другую), и навигатор запомнит эту точку и присвоит ей номер, который потом можно преобразовать в название и присвоить какой-либо значок (например, «FISH» и «рыбку»).

Аналогичным способом можно создать путевые точки в любых интересных для отдыха и навигации местах.

Созданные любым способом путевые точки размещаются на странице путевых точек «Waypoint List» в виде списка (рис. 8.17-а.).

Рис. 8.17. Страницы путевых точек

Помимо этого, приемник сам отберет некоторое количество ближайших к текущей позиции судна точек и поместит их на отдельную страницу «Nearest Waypoint» («Ближайшие путевые точки») в порядке их образования с их именами, дальностями и направлениями от текущей позиции (рис. 8.17-б.), что очень удобно для случаев возникновения какой-либо сложной ситуации, требующей срочного возврата в укрытие.

Движение к путевым точкам. Данный режим осуществляется с использованием имеющихся в приемниках графических страниц. Выбирается путевая точка, приемник переводится в режим навигации, и на экране появляется навигационная страница.

В одних приемниках это может быть круглая («Компас») либо полукруглая шкала со стрелкой, указывающей направление на выбранный пункт, т. е. требуемое направление движения. Иногда используется более сложная, но зато и более информативная картинка, на которой изображается так называемый «HAYWAY» — магистраль, путь, дорога, идущая к выбранной путевой точке. Во многих моделях приемников используются сразу две навигационные картинки — HAYWAY и «компас».

Навигационный указатель «Компас» представляет графическое изображение картушки компаса и находящуюся внутри нее стрелку (рис. 8.18.).

Рис. 8.18. Навигационный указатель «Компас»

Картушка показывает курс судна, а стрелка — направление на путевую точку относительно курса. Поэтому, если судно следует точно в заданном направлении, стрелка находится в положении вертикально вверх, а при отклонении — отклоняется вправо или влево. Для прибытия в заданный пункт с использованием данного способа рулевому достаточно удерживать стрелку в вертикальном положении.

Этот способ навигации очень удобен на открытом пространстве. В местах, где имеются навигационные опасности — мели, камни, затонувшие суда, плавание по «компасу» может привести к аварии. Дело в том, что при плавании судно отклоняется от курса из-за воздействия на него ветра, течений, волн, из-за неточного управления.

Так, например, при постоянном боковом ветре с правого борта судно будет сваливаться влево от первоначального курса и, удерживаемое рулевым по стрелке по направлению к путевой точке, будет двигаться по дуге (рис. 8.19.).

Рис. 8.19.

В этом случае, если рядом с проложенным курсом есть какие-либо подводные опасности, то такое отклонение может привести к неприятным последствиям.

Наиболее удобной для управления судном при наличии надводных и подводных опасностей, свальных течений и дрейфа является страница «карта». Для работы в этом режиме выбирают нужную путевую точку и переходят в режим навигации. При этом на экране от места судна к путевой точке протянется широкая прямая линия с названием и символом в верхней части экрана (рис. 8.20.) и обозначенное треугольником место судна.

Рис. 8.20. Страница «карта»

Изменяя в широких пределах масштаб карты, судоводитель может точно контролировать свое положение относительно путевой точки и выбранной трассы движения. Такой способ навигации особенно удобен на малых скоростях, на которых два предыдущих способа неэффективны.

На очень малых скоростях приемник GPS теряет возможность измерять скорость, в результате чего сразу прекращают работать и навигационные указатели «компас» и «дорога», и только страница «карта» может отражать положение судна относительно путевой точки. Установив максимальный масштаб и ориентируясь по проложенной трассе, можно продвигаться к заданной точке при неработающих остальных указателях.

Независимо от способа навигации, при подходе к путевой точке на заданное расстояние (или время подхода) приемник выдает визуальное или звуковое предупреждение. В некоторых моделях приборов такое предупреждение может выдаваться при больших отклонениях от трассы движения и о больших ошибках определения координат.