animateMainmenucolor

Ориентирование при движении судна ночью

Ориентирование при плавании ночью — плавание в темное время суток, когда ориентирование происходит по световым сигналам и силуэтам окружающей местности. При этом возникают трудности из-за особенностей ночного зрительного восприятия человеком окружающей его местности.

Так, судоводитель имеет ограниченное число предметов для ориентирования, которые в свою очередь приобретают искаженные формы (из-за отсутствия объемного зрения все судовые сигнальные огни и огни навигационных знаков представляются лежащими в одной плоскости), затрудняется глазомерное определение расстояний.

При переходе наблюдателя из темного помещения в светлое, или по окончании засветки его глаз ярким светом, происходит как бы временное ослепление, которое через некоторое время проходит. Процесс восстановления зрения в темноте называется темновой адаптацией. Восстановление зрения при переходе от слабого освещения к сильному называется световой адаптацией.

Темновая адаптация обычно длится довольно продолжительное время, иногда несколько десятков минут, а световая значительно быстрее лишь несколько секунд. Чем ярче свет, тем больше времени требуется для адаптации. На темновую адаптацию большое влияние оказывает спектральный состав (цвет) засветки. Например, засветка глаз красным светом уменьшает продолжительность темновой адаптации. В связи с этим желательно оборудовать приборы в рулевых рубках красной подсветкой, светильники снабдить красными светофильтрами.

Благоприятное влияние на темновую адаптацию также оказывает зеленый свет, который не утомляет зрение и в то же время обеспечивает четкое освещение приборов. При плавании ночью следует предохранятъ глаза судоводителей в рубке от засвечивания белым светом. В течение ночи на палубе должна быть полная темнота, все иллюминаторы, окна, люки, выходящие на палубу, должны быть плотно закрыты шторами и чехлами. Для приспособления глаз к низкой освещенности рекомендуется перед выходом на мостик некоторое время побыть в темноте.

С началом погружения Солнца за горизонт уровень освещенности постепенно падает и видимость объектов ухудшается. Уменьшение дальности видимости ночью объясняется изменением свойств зрения. В темное время уменьшение уровня освещенности вызывает возрастание порога контрастной чувствительности глаза. Порог вместо 2-3 % днем достигает ночью нескольких градусов.

В темное время суток под открытым небом может быть сравнительно светло. Это происходит из-за рассеивания света звезд, собственного свечения неба и из-за рассеивания солнечных лучей, которые даже ночью проникают в атмосферу. Свечение ночного неба достигает наибольшего значения около полуночи. В лунные ночи видно значительно дальше, чем в безлунные. При полной луне значение порога контрастной чувствительности находится в пределах 20-50 %. В непогоду и безлунные ночи видимость особенно снижается тогда, когда идет снег или моросит дождь.

Ночью глаз не может различить цвета объектов. Все ориентиры имеют белесоватый оттенок. Предметы синего и зеленого цветов выглядят более светлыми, а красного и оранжевого — более темными. Глазомерное определение расстояний в ночное время приводит к большим ошибкам. Дальние и промежуточные объекты могут казаться расположенными на одном расстоянии. В ночное время основными ориентирами являются характерные силуэты мысов, островов, опушек леса, проецирующихся на фоне неба.

Видимость можно улучшить выбором на судне точки наблюдения. Например, при понижении уровня расположения глаз легче обнаружить невысокие объекты на фоне неба, а при повышении улучшается видимость предметов на поверхности воды. В яркие лунные ночи от высоких берегов на реку падают высокие тени, скрывающие русло (рис. 5.21.).

Рис. 5.21. Схема входа судна в тень от береговой возвышенности в ночное время

Особенно трудно ориентироваться тогда, когда судно с освещенного места заходит в тень: возникает опасность повернуть по направлению судового хода слишком рано или, наоборот, слишком поздно.

Повышенное внимание надо проявлять при прохождении каналов. В частности канал имени Москвы имеет ширину по зеркалу 80 метров. Ширина судового хода, т. е. расстояние между откосами по дну составляет 55 метров. Тень от высокого берега часто скрывает границу воды и откоса. При обгоне или расхождении, когда расстояние, оставшееся для маневра очень ограничено, есть вероятность потерять ориентировку и повредить корпус о камни или бетонные плиты откоса.

В светлые лунные ночи при тихой погоде вода блестит, поэтому беловато-желтые пески сливаются по цвету с водой и затрудняют определение уреза воды. Берега, покрытые снегом, отражаются в воде, что также мешает определить урез воды. Ориентирование особенно ухудшается, когда светит луна и берега с водой сливаются в один цвет.

В лунные облачные или безлунные звездные ночи движение более удобно, так как тени отсутствуют и предметы хорошо видны на сравнительно большом расстоянии. В сумеречное время дальность видимости уменьшается по тем же причинам, что и ночью, т. е. из-за падения уровня освещенности происходит непрерывное изменение порога контрастной чувствительности.

Важное значение для плавания в ночное время имеет правильное применение прожекторов. Прожекторный луч представляет собой световой конус с углом раствора около 1,5°. В воздухе небольшая часть светового потока прожектора поглощается и рассеивается частицами воздуха. Рассеянный световой поток создает свечение масс воздуха, в связи с чем обеспечивает освещение фона и объектов. Световой поток прожектора распространяется до полного рассеяния и поглощения.

На дальность видимости влияет удаление объекта от оси луча. Объект, освещаемый кромкой луча, имеет меньшую освещенность и виден значительно хуже, чем при освещении серединой луча. Видимость в луче прожектора зависит от формы и размеров объектов и от их способности отражать световой поток. Например, светлые объекты с правильной формой видны лучше, чем темные, имеющие ломаный контур.

Судоводитель, находящийся у включенного прожектора, оказывается в неблагоприятных условиях, так как его глаза освещаются светом, проникающим через защитные устройства прожектора, и рассеянным светом от луча. Наблюдению мешают также лучи, отразившиеся от водной поверхности, и световые блики.

Судоводительская практика запрещает освещение прожектором других судов. Если луч направлен на рулевую рубку, то судоводитель, находящийся в ней, будет ослеплен. Наиболее сильное ослепление наступает тогда, когда освещение сменяется полной темнотой (например, направленный на рулевую рубку луч гаснет, а не сдвигается предварительно в сторону).

Ослепление бывает еще сильнее, когда освещение рулевой рубки происходит вспышками. Ослепление от луча прожектора длится примерно 30-40 с. За это время суда, имеющие большую скорость, могут уклониться в сторону или пересечь границу судового хода, т. е. оказаться в опасном положении. При встречных расхождениях и обгонах судов прожекторы должны быть выключены или хотя бы направлены в противоположные стороны.