На любом судне, даже деревянном или стеклопластиковом, на борту имеются стальные предметы — двигатели, якоря, лебедки и пр. Металлический корпус или предметы под воздействием магнитного поля Земли намагничиваются и создают вторичное поле, отклоняющее картушку компаса от направления магнитного меридиана на величину (δ). Это отклонение называется девиацией компаса.
Восточная девиация считается положительной, а западная — отрицательной. Полученное новое направление, вызванное воздействием металла на компас, называют компасным меридианом. Направления, отсчитываемые от компасного меридиана, называются компасным курсом (далее - КК) и компасным пеленгом (далее - КП) (рис. 7.17.).
Рис. 7.17. Компасные направления
Компасный курс — это угол между компасным меридианом и линией курса (рис. 7.18.).
Рис. 7.18. Перевод и исправление румбов
Компасный пеленг — это угол между компасным меридианом и линией пеленга.
Величина и направления девиации зависят от множества факторов — расположения
и степени намагниченности судового железа, широты и курса
судна. Связь между магнитными и компасными направлениями определяется следующими
формулами:
МК = КК + (δ);
МП = КП + (δ).
Компасные направления переводятся в истинные по следующим формулам:
ИК = КК + (δ) + d;
ИП = КП + (δ) + d.
Переход от компасных к истинным направлениям и наоборот (рис. 7.18.) называется исправлением румбов и производится с помощью поправки компаса ∆МК, являющейся алгебраической суммой склонения и девиации
∆MK + d + δ.
Знак поправки компаса ∆МК зависит от положения компасного меридиана относительно истинного. Если компасный меридиан отклонен к востоку, то поправка имеет знак плюс, если к западу — минус.
Переход от истинных курсов к компасным и наоборот можно выполнять по следующим формулам:
ИК = КК + ∆МК;
ИП = КП = ∆МК.
Определение девиации магнитного компаса. Как отмечалось ранее, девиация компаса может изменяться в широких пределах по величине и знаку зависимости от направления движения судна. Устранить полностью девиацию невозможно, поэтому для получения точных значений курса и пеленга измеряют величину девиации и ее знак в диапазоне до 360°.
Обычно девиацию определяют на специальных девиационных полигонах по створам с известным магнитным направлением. Могут быть использованы и любые другие створы, истинное или магнитное направление которых известно. Измерение девиации осуществляется следующим образом.
Находясь в районе створной линии пересекают ее на восьми курсах, главных и четверных, берут компасный пеленг створа, рассчитывают девиацию и составляют таблицу. Обычно таблицу девиации составляют с интервалом 10°, но на малом судне в связи с ограниченными возможностями компаса и пеленгатора достаточно ограничиться восемью отсчетами, а промежуточные результаты получить методом интерполяции.