animateMainmenucolor

Магнитный компас

Для ориентирования в открытом море относительно стран света, определения курса и пеленгов на судах используется магнитный компас. Несмотря на то, что в настоящее время существуют электронные и спутниковые компасы, магнитный, независимый от системы электропитания, всегда будет занимать должное место на любом судне.

На судах, если позволяет место, устанавливают два компаса — главный и путевой. Главный компас, как следует из его названия, является основным, использующимся для непрерывного указания курса и пеленгования. Его обычно устанавливают в диаметральной плоскости судна в местах, обеспечивающих хороший круговой обзор. Путевой компас устанавливается перед рулевым, ведущим судно по заданному курсу.

До недавних пор на маломерных судах использовался, в основном, 75-мм шлюпочный компас. В настоящее время этот реликт можно встретить лишь в снабжении спасательных шлюпок, а на современных катерах и яхтах устанавливаются специальные яхтенные компасы различных размеров и форм. Наиболее распространенными являются приборы с диаметром картушки 75, 100 и 175 мм.

В качестве главных, в основном, используют компасы с горизонтальным расположением картушки диаметром 100 и 127 мм. Для определения направлений на компасах устанавливают пеленгатор. Основными деталями таких компасов являются (рис. 7.31.1.) котелок с картушкой, пеленгатор, нактоуз и девиационный прибор, служащий для компенсации влияния магнитных полей судна.

Рис. 7.31. Устройство главного компаса

Главной частью компаса является (рис. 7.31.2.) картушка с магнитной системой, закрепленная на пустотелом поплавке.

На верхней части картушки расположена разделенная на 360° шкала. Котелок заливается раствором спирта, снижающим трение поплавка об ось и демпфирующим колебания картушки при движении судна на волне. Для определения пеленгов и курсовых углов на компасы устанавливают пеленгаторы (рис. 7.31.3.).

В качестве путевого могут быть использованы самые разнообразные компасы — с горизонтальным и с вертикальным расположением картушки, с креплением на рулевой колонке или на вертикальной панели (рис. 7.32.).

Рис. 7.32. Путевые компасы