animateMainmenucolor

Движение судна по лоцманской карте

При движении по внутренним водным путям судоводители пользуются лоцманскими картами, которые корректируются каждый год. Здесь мы приводим фрагмент лоцманской карты со всей информацией (рис. 5.22.).

Pис. 5.22. Фрагмент лоцманской карты

Берега. Ниже гидроузла Знаменитый оба берега пойменные, безлесные, местами они затопляются паводковыми водами.

Грунт — песчано-глинистый, местами суглинистый.

Сигналы. На левом берегу (548, 2 км) выше верхней головы шлюза Знаменитый установлена плесовая сигнальная мачта. На верхнем ноке рея этой мачты поднимаются сигналы о наименьшей глубине судового хода для участка Северо-Двинской шлюзованной системы от шлюза Знаменитый до селения Топорня, а на нижнем ноке — для участка реки Сухона от шлюза Знаменитый до устья реки Вологда. Рядом с плесовой сигнальной мачтой стоит штормовая сигнальная мачта, на которой поднимаются сигналы о штормах и сильных ветрах на Кубенском озере.

Гидроузел Знаменитый (548,0 км) состоит из разборчатой судоходной плотины с пролетом шириной 60 метров и судоходного деревянного однокамерного шлюза шириной 12,3 метра с клинкетной системой наполнения и опорожнения камеры.

Порядок пропуска судов, составов и плотов определяется «Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР» и «Положением о порядке пропуска судов, судовых и плотовых составов через шлюз № 7 (Знаменитый)», подписанным органами пути, судоходной инспекции и эксплуатации Сухонского бассейна 21 февраля 1972 г.

Формированием составов и групп судов для совместного шлюзования, а также подготовкой к шлюзованию руководят диспетчер пристани Печаткино и оператор пункта Шера. Непосредственно шлюзованием руководит вахтенный начальник шлюза.

Рейды для судов, ожидающих шлюзования, находятся выше шлюза у правого берега от устья речки Варза (лист 1) до 548,7 км и ниже шлюза у левого берега от 547,7 до 547,2 км.

Сигнализация на шлюзе. Пропуск судов через шлюзы регулируется светофорами дальнего и ближнего действия.

Светофоры дальнего действия регулируют подход судов к причалам верхнего и нижнего бьефов. Светофоры ближнего действия, установленные на головах шлюза, регулируют вход судов в камеру шлюза или выход из нее. Кроме того, на шлюзе установлены знаки «Стоп», указывающие предельное расстояние, на которое можно приближаться к воротам шлюза.

Весенний судовой ход. Во время весеннего половодья суда проходят не через шлюз, а по весеннему судовому ходу, пролегающему вдоль правого берега реки через уложенную плотину. Движение судов через плотину одностороннее и регулируется светофорами шлюза Знаменитый. Когда весенний судовой ход закрывается, выше плотины устанавливаются боны для улавливания плывущей древесины.

Предупреждения:

  • При подходе к гидроузлу Знаменитый суда должны установить радиосвязь на 2-м канале УКВ и получить у оператора пункта Шера указания о порядке и очередности прохода гидроузла.
  • При движении по правобережному весеннему судовому ходу необходимо на всем его протяжении учитывать действие свального течения, направленного к правому берегу и к правому устою плотины. Проходя через плотину, необходимо также иметь в виду, что ниже ее левого устоя имеется суводь.
  • При входе в шлюз снизу следует учитывать воздействие суводи и остерегаться навала на правые палы шлюза.
  • Судовые и плотовые составы, идущие через гидроузел сверху, должны в течение всего периода навигации пользоваться помощью дополнительного буксировщика. Где приобрести лоцманские карты можно узнать у инспектора ГИМС.