animateMainmenucolor

Качка судна

Способность судна двигаться и управляться в условиях ветрового волнения, не испытывая чрезмерной качки и перегрузок, действующих на корпус, грузы и людей. Каждое судно имеет предел мореходности в соответствии со своим классом. Оценка мореходности включает определение интенсивности качки, вертикальных ускорений, слеминга (ударов днищем о воду), заливаемости палубы.

Качка. Существует бортовая (боковая) качка, когда судно совершает колебательные движения вокруг своей продольной оси, и килевая (продольная), когда судно совершает колебания вокруг поперечной оси. При движении под каким-либо углом к гребням волн судно обычно одновременно подвергается как бортовой, так и килевой качке. В разделе «Остойчивость» уже говорилось о резонансной качке и о возможности ухода от нее путем изменения положения центра тяжести. Чтобы судно «уходило» от резонанса качки, период его собственных (свободных) колебаний Т должен заметно отличаться от периода τ, характеризующего предельное волнение для данного судна, т. е.: Т/τ < 1 (дорезонансная зона), Т/τ > 1 (зарезонансная зона).

Собственные свободные колебания при бортовой качке можно оценить, раскачивая судно, например, несколько раз переходя с борта на борт. Затем с помощью секундомера измерить время 4-5 полных колебаний, т. е. начало и конец замера должны соответствовать накренению на один и тот же борт. Окончательно период равен показанию секундомера, деленному на число колебаний. Что касается периода волнения, то он отражен в шкале Бофорта (см. раздел «Направление и скорость ветра»).

На практике при движении судна имеют дело с кажущимся периодом. Его можно определить, измеряя время прохождения 4-5 гребней волн мимо одной и той вертикали, например, проходящей через самую высокую точку форштевня, или через верхнюю точку кожуха подвесного лодочного мотора, или через одну и ту же стойку ограждения. Суммарное время замера нужно разделить на число учтенных гребней.

Кажущийся период волн зависит от курса и скорости судна. Он короче на встречном волнении и длиннее на попутном волнении. Бортовая качка происходит на волнах, набегающих лагом (с борта). В этом случае действительный и кажущийся периоды волн практически совпадают.

По своим конструктивным свойствам надводное судно попадает, как правило, в дорезонансную зону качки. Если бортовая качка уменьшена в результате обеспечения необходимой величины Т, судно, находясь лагом к волнам, испытывает, в основном, вертикальную качку, отслеживая профиль волны. Кроме того, необходимо учитывать, что маневрирование в условиях волнения требует особой осторожности, поскольку вход в поворот и выход из него сопровождаются дополнительным креном (см. раздел «Курс и устойчивость судна» и «Плавание судна на волнении»).

Высота борта. С качкой связан выбор высоты надводного борта. Наименьшая высота надводного борта в «Правилах...» ГИМС равна полувысоте амплитуды волны и не превышает 0,6 метров при высоте волны 1,2 метра.

Технические предписания Российского Речного Регистра (далее - РРР) учитывают масштаб судна и соотношение площадей закрытой палубы и кокпита. При этом различают:

  • Закрытое судно — судно, имеющее водонепроницаемые и брызгонепроницаемые закрытия грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта (палубы, относительно которой рассчитывается надводный борт).
  • Полузакрытое (частично закрытое) судно — судно, имеющее водонепроницаемую носовую надстройку протяженностью не менее 1/3 длины корпуса и высотой не менее 1 метра. К полузакрытым судам относятся также суда классов «О», «Р», «Л», имеющие носовую водонепроницаемую палубу протяженностью не менее половины длины корпуса судна.
  • Открытое судно — судно, не имеющее водонепроницаемых и брызгонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта.

Для парусных судов длиной до 10 метров рекомендации РРР сводятся к следующему (см. таблицу 2.14.).

Таблица 2.14.

Длина судна, м

Ннаим для закрытых судов классов, мм

7...10 м

М

О

Р

Л

400...430

380...410

290...310

140...150

Ннаим для полузакрытых судов классов, мм

М

О

Р

Л

1050...1120

700...750

430...450

210...220

Ннаим для открытых судов классов, мм

М

О

Р

Л

1280...1370

900...970

540...570

310...340

Примечание: Н — высота надводного борта.

Все суда, имеющие кокпит протяженностью не более половины судна, можно отнести к полузакрытым. Именно таковы катера длиной до 10 метров.

Качка глиссирующих судов. Глиссирующие суда при ходе на волнении, во избежание динамических перегрузок, как правило, поддерживают скорости в пределах переходного режима: Vk < (10...15)√L.

Имея в этом случае постоянный скользящий контакт с поверхностью волн, они одновременно отслеживают углы волнового склона; умерение качки достигается с помощью скуловых свесов (спонсонов) и киля. На волнах, длина которых равна одной-двум длинам судна, углы бортовой и килевой качки составляют от 20 до 70 % от величин углов волнового склона.

Ускорения. Основной способ борьбы с динамическими перегрузками и, в частности, с вертикальными ускорениями, как и в случае качки, состоит в уменьшении скорости. Например, при типичном угле килеватости днища на миделе 16 градусов, уменьшая скорость от Vk = 15√L до Vk = 10√L можно добиться снижения вертикальных ускорений (перегрузок) в пределах от g (100 % перегрузки) до 0,4 g (40 % перегрузки), тем самым обеспечив приемлемое самочувствие экипажа.

Что касается проявлений морской болезни, то, как установлено исследованиями, плохое самочувствие свойственно заметной части людей при периодах качки 5...6 секунд. Для рассматриваемой нами категории судов такие показатели качки могут иметь место при скоростях от 0 до 12 км/ч при движении на встречных волнах с длиной более 30 метров, т. е. практически в штормовых условиях, чего можно своевременно избежать.