animateMainmenucolor

Эксплуатация гребных винтов

Поскольку гребные винты наиболее уязвимая часть судна, то и внимание должно быть повышенное. Первая и основная заповедь — пока не убедитесь, что винту достаточно глубины, не включайте реверс, лучше лишний раз оттолкнитесь веслом от мелкого места.

Деформированные, щербатые лопасти, срезанные шпонки и порванные резиновые демпферы ухудшают или делают невозможной эксплуатацию гребного винта. Погнутые лопасти нужно править аккуратно, через деревянную прокладку, задиры и забоины запиливаются средним по крупности напильником и зачищаются шкуркой.

Красить винт не следует, так как неправильно подобранная краска может шелушиться и на винте начнутся завихрения, в результате будет прохватываться воздух. Возникнет аэрация гребного винта. Обороты мотора будут увеличиваться, а скорость падать.

Если у вашего мотора винт крепится шпонкой, которая вставляется в гребной вал, внимательно следите за шпоночным отверстием. Шпонка наминает (наклепывает) металл гребного вала и этот наклеп вокруг шпоночного отверстия может препятствовать снятию винта. Его надо аккуратно запиливать бархатным напильником или надфилем.

Еще лучше отверстие аккуратно раззенковать сверлом диаметром в два раза больше отверстия. Ширина фаски 0,5 мм. Если гребной винт от долгого нахождения в воде покрылся зеленью, его, как и всю подводную часть мотора, надо отмыть жесткой щеткой.

Рис. 6.10. Ремонт гребного винта

Если на лопасти есть значительные выщерблены, а заменить гребной винт пока возможности нет, его можно «вылечить». Измерьте толщину лопасти в месте излома и сверлом, диаметром равным одной трети толщины лопасти в торец просверлите два-три отверстия. Предварительно нужно подобрать сталистую проволоку, которая плотно входила бы в просверленные отверстия.

Затем нужно приготовить «тесто». Возьмите эпоксидную смолу, она продается, и напилите драчевым напильником алюминиевых опилок. Разведите смолу в соответствии с приложенной инструкцией и добавьте примерно четыре части (по весу смолы) опилок и тщателъно все перемешайте. Получится подобие густой шпатлевки.

Поврежденное место и проволочки нужно тщательно обезжирить ацетоном. Затем проволоки нужно смазать смолой и вставить в отверстие. Уложите винт таким образом, чтобы ремонтируемая лопасть опиралась на горизонтальную плоскость. Подложите полиэтиленовую пленку (разделительный слой) и заполните выщербленное место приготовленным «тестом» с некоторым припуском на последующую обработку.

Отремонтированный подобным образом гребной винт прослужит одну, а то и две навигации. Очень большое значение для работы гребного винта имеет правильность установки мотора в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Самое главное — это расстояние от днища лодки до антикавитационной плиты мотора.

Например, у фирмы «YAMAHA» — это расстояние 20 мм. Если оно будет не достаточным, то к винту будут прорываться пузырьки воздуха, которые образуются от различных выступающих частей на днище. Этими частями могут быть высокие головки заклепок, продольные реданы, имитация клинкерной (внахлест) обшивки, киль и т. д. В результате попадания пузырьков воздуха под винт, происходит его аэрация. Плотность воды, перемешанной с воздухом, резко падает, мотор увеличивает обороты, лодка теряет скорость.

В конце концов, мотор может выйти из строя. Наиболее часто это проявляется у гребных килевых лодок, когда к винту попадает поток воды, возмущаемый выступающим килем. Устранить это явление не сложно. Достаточно сместить мотор к левому борту на 70-80 мм. Это расстояние должно быть измерено от правой кромки лопасти гребного винта до киля.

Такое смещение мотора заметного влияния на управляемость лодки не окажет, зато вы будете сидеть ближе к диаметральной плоскости, что уменьшит вероятность крена. Ведь лодочным мотором за румпель управляют левой рукой.