animateMainmenucolor

Учет дрейфа судна и движения по течению

Учет дрейфа

На судно при плавании почти всегда воздействует ветер, вызывая снос в сторону от проложенного курса (дрейф). Вследствие дрейфа истинный путь судна не совпадает с истинным курсом, проложенным на карте (рис. 7.20.).

Рис. 7.20. Определение истинного курса и угла сноса судна

Величина дрейфа определяется углом дрейфа — углом между диаметральной плоскостью судна и реальным направлением движения. В зависимости от силы и направления ветра угол дрейфа может достигать достаточно больших величин, что чревато значительными отклонениями судна от проложенного курса со всеми вытекающими из этого последствиями.

Если, например, судно движется из пункта А в пункт В (см. рис. 7.21.), то вследствие дрейфа оно начнет смещаться под ветер параллельно самому себе, в результате чего придет в точку С. Для того, чтобы избежать этого, в расчеты компасного курса (далее - КК) для рулевого вносится поправка, учитывающая данный угол.

Рис. 7.21. Плавание с учетом дрейфа

Для внесения поправки необходимо знать угол дрейфа. На небольших судах, имеющих компас с пеленгатором, этот угол можно определить следующим образом. С кормы нужно вытравить в воду достаточно длинный плавучий трос и пеленгатором определить его направление. Разница между КК и полученным направлением будет истинным углом дрейфа.

Зная угол дрейфа, можно решить две задачи — определение истинного пути из истинного курса, т. е. реального направления движения судна, и обратную задачу — перевода истинного пути в истинный курс. В первом случае поправка откладывается по компасу под ветер, во втором — на ветер.

Учет течения

Под течением подразумевается перемещение масс воды под влиянием каких-либо факторов — силы гравитации (в реках, приливы и отливы — в море), перепады температур, ветер, впадающие в море реки. Течения могут быть местные (приливы и отливы) и глобальные (гольфстрим и т. п.), но в любом случае при предварительной прокладке и при плавании их нужно обязательно учитывать.

Под действием течения судно будет смещаться с линии истинного курса в направлении, определяемом геометрической суммой векторов (рис. 7.22.):

V = V0 + Vт,

где V0 — вектор скорости судна, Vт — скорость течения.

Рис. 7.22. Плавание судна с учетом течения

Любое течение характеризуют два фактора — его направление и скорость. Зная эти значения, штурман решает две основные задачи:

  • куда попадет судно, идущее заданным курсом при имеющемся течении;
  • каким курсом должно следовать судно при имеющемся течении, чтобы попасть в заданную точку.

Первая задача решается следующим образом (рис. 7.23.).

Рис. 7.23. Учет течения при прокладке

Будем считать, что АВ — есть истинный курс судна, идущего со скоростью 9 узлов при скорости течения 3 мили в час в направлении АС (отрезок х). Откладываем на линии АБ 9 миль от начальной точки А и получаем точку Е, в которой судно было бы через час после выхода из А при отсутствии течения.

Для определения места, в которое придет судно под воздействием течения, отложим от точки Е отрезок расстоянием в 3 мили по направлению действующего течения и получим отрезок ЕЕ1 = х. Точка Е1 и будет тем местом, в которое придет судно под воздействием течения.

Для решения второй задачи предположим, что при тех же скоростях и направлениях судна и течения нам необходимо попасть в точку Б. Очевидно, что для того, чтобы компенсировать снос течением, необходимо внести какую-то поправку в курс. Для определения величины поправки из точки А откладывают отрезок AD, по величине и направлению равный скорости течения миль/час (х).

Затем циркулем берем расстояние, соответствующее скорости судна 9 узлов, и из точки D делаем засечку на прямой АВ. Полученную точку G соединяем с точкой D, а затем из точки А проводим линию АЕ2, параллельную DG.

Направление прямой АЕ2 будет выражать истинный курс судна. Если этот истинный курс перевести в компасный и вести по нему судно, то оно придет в заданную точку В несмотря на течение.