www.kateralodki.ru
 
 
 
 

Действие руля судна

Когда перо руля находится в диаметральной плоскости (далее - ДП) судна, тогда вода со скоростью движения судна симметрично обтекает корпус и перо руля. Если переложить перо руля на некоторый угол от ДП, то при обтекании руля струями воды на нем возникнет разность давлений. Вследствие этого появляется результирующая сила давления на руль А, которая будет оказывать на него давление со стороны того борта, куда переложен руль, а с противоположной стороны будет зона пониженного давления. Сила этого давления А зависит от угла перекладки руля, площади пера руля и скорости судна.

Сила А, равнодействующая сил Ах и Ау, направлена перпендикулярно к плоскости пера руля, и ее можно (рис. 2.22.) разложить на две составляющие в осях координат.

Рис. 2.22. Действие руля:
а — на переднем ходу; б — на заднем ходу; А — сила давления на руль; Ах — сила, замедляющая ход; Ау — поворачивающая сила, отклоняющая корму

Одна сила Ах, противоположная направлению хода судна, тормозящая движение судна, называется лобовым сопротивлением.

Другая сила Ау действует перпендикулярно направлению движения судна, отбрасывает руль вместе с кормой судна в cторону пониженного давления и называется гидродинамической подъемной силой, направленной горизонтально. Эта сила поворачивает судно в ту сторону, в которую переложен руль. На заднем ходу принцип действия руля тот же.

Чем больше угол перекладки руля, тем больше сила давления воды на руль, тем большее сопротивление воды преодолевает судно на повороте и тем больше теряется скорость. Например, некоторые суда на циркуляции теряют до 30 % скорости. Максимальный угол перекладки, соответствующий наиболее эффективному действию руля, составляет 35° от ДП.

На большом ходу, при резких перекладках руля, водоизмещающее судно получает крен, во внешнюю сторону который для малоостойчивых судов может быть опасным.

Глиссирующие суда имеют крен во внутреннюю сторону, что менее опасно. Следует помнить, что у судов с малой килеватостью (до 5-8° на транце) при резкой перекладке руля возникает аэрация (подсос воздуха) гребного винта и, как следствие, резкая потеря скорости. Критерием поворотливости судна является диаметр его циркуляции. Определение диаметра циркуляции см. в разделе «Курс и устойчивость судна».

 
Copyright © 2008 Лодочный портал
Тел.:
лодка казанка


Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit