animateMainmenucolor

Человек за бортом

Спасение человечека на воде

«Человек за бортом» - команда, которая задействует на судне весь экипаж, это аврал. Подаются три продолжительных звуковых сигнала, одновременно упавшему за борт бросается заранее приготовленное спасательное средство: спасательная веха, круг, жилет, спасательные концы Александрова и т. д. (рис. 4.8.).

Рис. 4.8. Спасательные концы Александрова

Спасение человеческой жизни на воде — задача архиважная потому, что время на спасение человека иногда измеряется не минутами, а секундами. Следует помнить, что время нахождения человека в воде, особенно в холодную погоду, весной или осенью, весьма ограничено. Это видно из предлагаемого графика (рис. 4.9.).

Рис. 4.9. График выживаемости человека в воде

Необходимо как возможно быстро развернуть судно и подходить к упавшему за борт. Как экстренно развернуть судно, смотрите в разделе «Курс и устойчивость судна». На схеме 4.10. видно, что нужно подходить с подветренной стороны, чтобы при подходе к упавшему за борт ветер дул от него.

Рис. 4.10. Схема подхода к упавшему за борт

Человек в воде имеет «осадку» порядка 1,2-1,5 метра, а водоизмещающее судно длиной 10-12 метров будет иметь осадку не более 0,7 метров. Глиссирующее — еще меньше. При подходе с наветренной стороны судно будет дрейфовать в сторону человека, и если даже он ухватится руками за борт, ноги его будет затягивать под корпус. Это затруднит подъем человека из воды.

Подходить к упавшему надо на малом ходу, носом и тем бортом, на котором находится судоводитель, который должен держать человека в поле своего зрения постоянно. Маневрировать, особенно на волнении, надо таким образом, чтобы исключить навал судна на человека. Подойти надо на расстояние, с которого можно подать человеку весло, отпорный крюк или конец веревки.

Судоводителю необходимо следить, чтобы люди на борту находились на своих местах и при необходимости, при подъеме человека из воды, откренивали судно во избежание опрокидывания, не допускать беспорядка и самым решительным образом предотвращать панику. Это один из способов подхода к упавшему за борт. Другие варианты выбираются в зависимости от величины судна, количества людей на борту, состояния погоды и волнения.