animateMainmenucolor

Буксирное и швартовное устройства

Для швартовки служат детали швартовного устройства и швартовные тросышвартовы. На конце швартовного троса должен быть заплетен огон (петля), которым швартовый одевается на причальный пал или утку. К швартовному устройству относятся установленные на палубе различного рода кнехты, битенги или утки, служащие для закрепления швартовов (рис. 2.27.).

Рис. 2.27. Детали швартовного устройства:
1 — кнехт; 2 — кнехт крестовый; 3 — битенг; 4 — утки; 5 — утка утапливающая; 6 — киповая планка

Кнехты иногда делают крестовыми, чтобы не соскальзывали шлаги (петли).

В зависимости от размеров судна на носовой части катера может находиться один крестовой кнехт, битенг или утка, расположенные в диаметральной плоскости судна. Эти же детали служат для закрепления буксирного троса и якорного каната. По бортам детали швартовного устройства устанавливаются в соответствии с размерами судна. В кормовой части должно быть по одной детали швартовного устройства с каждого борта. Расположение деталей швартовного устройства должно быть таким, чтобы можно было ими пользоваться без риска упасть за борт.

Все детали швартовного устройства (кнехты, битенги, утки и др.) надежно крепятся к набору корпуса. Слабина крепления (качание) не допускается. На небольших судах крепление швартовов осуществляется за ручки для переноса судна и другие детали корпуса. В фальшбортах, около кнехтов, должны быть отверстия — швартовные клюзы. Если фальшборта нет, то вместо клюзов устанавливают киповые планки. Клюзы, киповые планки служат для предотвращения перетирания швартовых.

Все кнехты, утки, киповые планки и т. д. должны соответствовать диаметрам тросов, а тросы, по допустимой нагрузке, соответствовать водоизмещению судна. Схема установки швартовного устройства — на рис. 2.28.

Рис. 2.28. Схема установки деталей швартовного устройства на судно:
1 — кнехты; 2 — утки; 3 — киповые планки; 4 — битенг

Собственно буксирного устройства в полном объеме у прогулочных судов, как правило, не бывает. При необходимости буксировать или буксироваться используются детали швартовного устройства. Буксирный канат должен быть закреплен в диаметральной плоскости (далее - ДП). Если в корме буксировщика утки расположены по бортам, делается специальная петля, к середине которой крепится буксирный канат. У буксируемого судна так же делается петля, если нет возможности буксир закрепить в ДП. Крепить буксир на бортах нельзя, так как суда будут стремиться зарыскивать, идти не ровно. Если швартовные устройства неисправны или отсутствуют, для буксировки применяется брага. Вокруг корпуса обводится буксирный канат и закрепляется от сползания швартовыми через палубу и днище (см. раздел «Швартовка и буксировка судов»).